четверг, 20 апреля 2017 г.

Алена Заболотина. Фотография в стиле суми-э.






Нет смысла спрашивать: изучала ли Алена рисунки великих мастеров суми-э Маруяма Окё, Сессю, Хосэгава Тохаку прежде, чем взялась за свою черно-белую серию «Тюльпан». Вопросы нужны только тогда, когда не уверен в том, что видишь. А тут сомнений нет.


Хосэгава Тохаку. Сосновый лес. 1590. Тушь, бумага. Фрагмент.
  Нет смысла спрашивать еще и потому, что не важно, учла ли Алена ширмы Тохаку. На ее снимках не приемы видишь, скопированные с японских ширм и свитков семнадцатого века, а философско-эстетическую задачу, совершенно такую же, какую решали мастера суми-э, вдохновленные даосизмом и дзен-буддизмом. После ранних макрофотографических серий 2012 года «Пыль», «Книга», «Сад», после «Метеорита» (2014) и особенно после   «Камня» (2016)  естественно ожидать от Заболотиной  рафинированной фото-философии.
 «Суми-э», «суйбокуга», «дзэнга»… Термины касаются определенного вида изображения, в котором технический минимализм, монохроматизм и одномоментность рождения образа сочетаются с принципом «ёхаку», требующим пустот в изображении. 
 Опуская японские и китайские выражения, все это можно отнести к черно-белым фотографическим снимкам, если их предметом является беспредметная пустота.


Пустота в изображении для среднего европейского зрителя – место для размещения прихотливых плодов воображения. «Домыслить несказанное, вообразить отсутствующее, дорисовать мысленно то, что скрыто за облачной дымкой» - упражнения старательного ученика, уверенного, что у каждой загадки есть разгадка, каждый вопрос ценен ответом.
Чтобы избежать ошибки, я держусь мнения петербургского искусствоведа, специалиста по архитектуре В. Г. Власова. Он трактует «промежуток» или промежуточную «серую зону» в японской архитектуре как место метаболического перехода. (В. Г. Власов «Эстетика пустоты в новейшей архитектуре и дизайне. Философский аспект»).
 Функционируя в качестве перехода, промежуток не может быть ничем замещен.


Хосэгава Тохаку. Сосновый лес. 1590. Тушь, бумага.

Хосэгава Тохаку. Сосновый лес. 1590. Тушь, бумага. 

Хосэгава Тохаку. Сосновый лес. 1590. Тушь, бумага. Фрагмент.


Нагляднее будет сравнение пустых промежуточных зон у Тохаку и у современного английского фотографа-пейзажиста  Майкла Кенны. Последний часто снимает в китайском стиле «суйбокуга», особенно ландшафты Китая.


Michael Kenna. Huangshan Mountains, Study 11, Anhui, China. 2008.
Michael Kenna. Huangshan Mountains, Study 1, Anhui, China. 2008.

























 На самом деле в снимках Кенны нет пустот и промежутков. Пространство размечено надежными, пространственно хорошо связанными между собой  объектами-ориентирами. Начиная с опорной для глаза  живописной скалы  или дерева у нижнего края снимка. Глубина резкости классическая для фото-пейзажа – примерно от f-12 до f-16. То обстоятельство, что части горного ландшафта скрыты более-менее густым туманом, не делает эти части невидимыми, поскольку материя тумана есть разреженный природный объект, снятый с той же резкостью, что и скалы, поросшие лесом. Поле фотографии нигде не прерывается, не беспокоит зрителя внезапным прогалом, оптической пропастью.
Рисунки Тохаку лишь кажутся такими же оптически непрерывными, как фотографии Кенны. Непрерывным, гомогенным является здесь всего лишь электронный носитель. Любому, кто видел вживе китайские или японские рисунки тушью, известно, что области рисовой бумаги, не тронутые тушью, моделирующей видимые образы, и есть те самые оптические пропасти, порталы в незримое.
Заболотина приходит к тому же фотографическим способом. Из макрофотографии с глубиной резкости где-то в пределах f-1,8 – 2.0. Когда она делала это в цветной макрофотографии, головокружительные глубины-пустоты вокруг плотных точек  сфокусированной материи не были так ощутимы. Цвет, даже в туманном состоянии, компенсировал безвидность объектов и давал глазу хоть на что-то опереться.
В черно-белых снимках этой опоры нет.
Вместо режима пассивного созерцания (оптического впитывания объекта) они предлагают режим взгляда, себя сознающего, готового к риску, модулирующего акт смотрения в диапазоне от феноменологического насыщения (в плотных пигментных областях изображения, почти рельефно передающих изгиб лепестка или крошечный скульптурный пестик в сердцевине цветка) до метафизического оборота на 180 градусов – к собственному сосредоточенному ожиданию - в безвидных пустотах снимка.




Алена Заболотина. Из серии «Тюльпан». 2017.




Алена Заболотина. Из серии «Тюльпан». 2017.

Алена Заболотина. Из серии «Тюльпан». 2017.


Алена Заболотина. Из серии «Тюльпан». 2017.


Алена Заболотина. Из серии «Тюльпан». 2017.


Источник:
https://www.behance.net/gallery/50215095/Tulips



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.