понедельник, 9 января 2017 г.

Ирина Катаева. «Октябрь. 2016».







Есть определенное критическое отношение к современному ретро-пикториализму, т. е. пикториализму, работающему в старых добрых техниках оптического мягко-рисования, раскрашенного снимка,  искусственной патины, коллажа и др. Имея соответствующую компьютерную программу, этим может заниматься даже любитель. Количество мутно-красивых натюрмортов, пейзажей и портретов, выложенных в Сети,  в конце концов, может вызвать аллергию на само слово – «пикториализм». Такая одержимость сладким (а пикториализм в большинстве случаев имеет сладковатый привкус) выдает либо инфантильность эпохи, либо посттравматический синдром.
Но, к счастью, есть фотографы, обновляющие самое Фотографию, испытывая ее пикториальным методом.
Это непросто. Это довольно трудно для объяснения. Это разительно.
Ирина Катаева. «Октябрь. 2016».
 Об Ирине Катаевой мне приходилось писать в этом блоге неоднократно. Каждый раз это была не самая легкая задача. Наверно потому, что Ирина предпочитает роману со зрителем/критиком роман с фотографией. Надеюсь, я правильно выразила свое взволнованное и немного ревнивое ощущение от созерцания ее работ. Я вижу, как игнорируя третье лицо – соглядатая, ожидающего, когда его удивят и угостят, – фотограф поглощен страстно-холодным техническим актом  изымания у реальности бесценных оптических состояний. Я говорю «холодным», потому что, слава Богу, в эмоциональности и сентиментальности Катаеву не уличишь.  Я исхожу из эстетического учения Канта, полагающего страсть (предельную интенцию) и холод необходимым качеством возвышенного, в то время как эмоциональность – алиби художественной полуслепоты и бессилия.
С классическим пикториализмом  времен Стиглица и Стейхена Катаеву роднит экспериментальное отношение к фотографии. Пользуясь стандарными, казалось бы, инструментами – монокль, колоризация – она извлекает на свет нестандарный оптический образ. Его оригинальная странность волнует и  озадачивает. Легко восхититься. Непросто понять, что именно восхитило.

В прошлом году на Втором открытом национальном конкурсе пикториальной фотографии работа Ирины Катаевой «Ледяное пламя» была награждена Бронзовой медалью Национального союза фотохудожников Украины.  
  
Ирина Катаева. Ледяное пламя. 2016.



Я так думаю, дремучие косматые тени на снегу дал сам куст, пронизанный низким солнцем.
Сияющий ореол кроны куста и фантастический покров земли, напоминающий скорее о тропических пляжах в сезон дождей, нежели об уральских снегах, - заслуга монокля.
Дело Ирины было – выбрать время, точку съемки, оптику.
Но мифологическую, сказочную жуть снимка она извлекла инструментом собственного изобретения – цветным тоном, не исказившим, но многократно усилившим волшебный световой эффект.
То, что было тенью на снегу, налилось  цветом и ожило, словно воплотилось. Страшновато и прекрасно, как детское воспоминание Мандельштама.

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки,
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.

То, что было ветвями, стало узором, искусным и путаным, вычерченным на фарфоровой глазури, оперенным по краю лучевым сиянием.

А фотография при этом не пострадала, не исказилась, не стала жертвой пикториального украшательства. Наоборот, сохраненный фотографический момент (взгляд-щелчок затвора), единственность оптического рисунка, не затушеванная живописными приемами художественного обобщения, фотографическая материя (цифровая, думаю, но приведенная моноклем к эффекту аналоговой, бромосеребряной, зернистой), - словом, все то, что  является почвой и привилегированным местом возникновения фотографического пунктума,  составляет главную силу и загадку снимка.
И, должно быть, почти так же, разве что с несколько другим по тембру звучанием, тонкий, почти бестелесный тон снимков из серии «Октябрь. 2016» (условное название по дате съемки) делает кристально-чистой оптическую среду и фотографически-ясной каждую линию ландшафта, каждый стебель травы и каждую ветвь, очищает рисунок фактуры от тяжелой  материальности и приводит зрителя от оптико-тактильного переживания  к оптико-акустическому, прозрачно-музыкальному.
Чуть-чуть живописнее, чуть-чуть пастознее, чуть-чуть более самонадеянно – и фотография погибнет, превратившись в цифровую живопись.
Но она не превращается.


Ирина Катаева. «Октябрь. 2016».



Ирина Катаева. «Октябрь. 2016».





Ирина Катаева. «Октябрь. 2016».




Ирина Катаева. «Октябрь. 2016».



 Источник: 

























































































































Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.