воскресенье, 1 января 2017 г.

Максим Дмитриев (1858—1948). Фотографизм/пикториализм.





С января в Киноцентре попробуем начать серию семинаров по фотографии. Немного истории (без шедевров   двух предшествующих веков  трудно представить себе любой разговор о фотографии). Немного эстетической теории. Немного таксономии (систематизировать предпочтительные фотографические объекты, значит - приготовить поле ответов на вопрос о художественных задачах фотографии). Немного техники. Учить снимать никто никого не будет. Разве что, надеюсь, хорошие фотографы заглянут на огонек и поделятся парой-тройкой секретов. Быть может. Фотографы, в общем, несообщительны. Уж не знаю, почему.  Хаас уклонялся от технических разговоров с начинающими. Джером Либлинг был, очевидно, скверным преподавателем фотографии: он так и не выдал студентам секрета собственных шедевров.  Зато безмерно расширил их кругозор в области классических искусств.
Каждый раз, когда на вопрос «как это снято?» маститый фотограф указывает на голову и сердце, я вижу за этим лукавство. Есть понятие «видеть фотографически». Это значит видеть, а  затем (или одновременно) думать в терминах фотографии. Иначе – думать, как камера, думать, как пленка, пластина или матрица, думать, как диафрагма. Это справедливо и для фотографа, и для зрителя фотографии. Разумеется, нам приятны чувства и ассоциации, спровоцированные фотографическим объектом. Но куда сильнее и вернее впечатления от самой фотографии (Барт для различения содержательной и технической стороны дела использует прописную букву: Фотография).
Словом, семинарские занятия, скорее всего, сведутся к анализу зрительских впечатлений от различных фотографий. Надеюсь, анализ будет объективным и познавательным, а круг авторов-фотографов обнаружит  для слушателей семинара несколько новых имен и несколько новых фотографических направлений.
Одним из первых будет разговор о пикториализме. О пикториализме первоначальном, датированном  второй половиной XIX века, пикториализме 1970-х, пикториализме цифровой эпохи. И об отличии пикториализма от фотографизма.

На прошлой неделе был повод заняться работами нижегородского фотографа Максима Дмитриева. Вот этот повод - "Странники на пути в Саровский мужской монастырь. 1897".

 О самом фотографе написано довольно много. Работ в Сети тоже много.


Я выбрала несколько снимков Дмитриева, где фотографизм очевиден. Причем, отрефлексированный фотографизм, в отличие от наивного фотографизма первых снимков Ньепса, Дагера и Тальбота. (Возможно, как раз потому, что этих троих больше занимали технические проблемы, нежели собственно художественные, читай, живописные и содержательно-стилистические, их снимки до сих пор не утратили своей магии).
Дмитриев – ученик нижегородского пикториалиста А. О. Карелина. Пикториализм в конце XIX века – самое влиятельное, если не единственное, фотографическое направление. 


А. О. Карелин. Среди редкостей I.

А. О. Карелин. Угощение II.

А. О. Карелин. Письмо.


У Дмитриева тоже есть вполне пикториальные фотографии. Живописные задачи в них определяются, например, в характере объекта – красивый ландшафт, картинное положение фигур, постановочный  сюжет.
Но Дмитриеву далеко до пикториальности Карелина. У последнего фотографические задачи полностью поглощены задачами постановочно-живописными. У Дмитриева – нет.



М. П. Дмитриев. Серафимо-Понетаевский женский монастырь. Вид на монастырский пруд и Больничную церковь.



М. П. Дмитриев. Заросший пруд.1892.

М. П. Дмитриев. Запущенная дубовая аллея. 1892.

М. П. Дмитриев. Слуда. Вид на берег Оки.

М. П. Дмитриев. Рыбаки в низовьях Волги.

М. П. Дмитриев. Чуркинский монастырь близ Астрахани




М.П. Дмитриев. Благовещенский Керженский единоверческий мужской монастырь. Монах-схимник. 1897 г.



М. П. Дмитриев. Из серии "Русь верующая". Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре.

Интересным делает Максима Дмитриева не количество хорошо заснятых волжских видов, а число хорошо поставленных фотографических задач.
Например, в этих портретах, где свет не служит персонажу, как на снимках Карелина, а сам является персонажем, и за его игрой на поверхностях, складках ткани, за отношениями свето-теневых областей  следить так же важно, как читать привычным глазом знаки духовности и русскости на лицах и в одежде портретируемых. Как раз потому, что интенсивная деятельность световых потоков, отражающихся, проходящих сквозь, рассыпающихся на патерны прихотливой формы, уплотняющих и растворяющих предметные формы, так первоначальна, важна и насыщенна, иконические знаки становятся действительно значимыми.  Не наоборот.



И по поводу кадрирования. Размытый элемент слева на первом плане  - совершенно лишний по меркам 1890-х годов. Но по меркам 1950-х – изысканный прием создания трудностей оптического восприятия ради интенсивности оптического удовольствия.



М. П. Дмитриев. Благовещенская площадь.

М. П. Дмитриев. Губернаторский дворец. 1890-е.

М. П. Дмитриев. Александро-Невский собор в Нижнем Новгороде. Половодье. 1899.

М. П. Дмитриев. Пасхальное шествие в Сарове, 1903.







Настоящая сложность для зрителя возникает, когда фотографическая задача соединяется с экстремальным объектом   и  реальным драматизмом ситуации. Например, в серии снимков, сделанных Дмитриевым во время эпидемии тифа в Поволжье в 1891-92 годах.


М.П. Дмитриев. Семья, больная тифом, в городе Княгинине. 1891-92 гг.

М.П. Дмитриев. Семья, больная тифом, в городе Княгинине. 1891-92 гг.

М. П. Дмитриев. Доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове.1891-1892.









Эстетическая оценка только фотографической задачи кажется занятием суетным и недостойным в виду того, что снято. И вместе с тем великолепная фотографическая материя снимка не «умирает» в сюжете, но обладает художественной самостоятельностью. В силу этого она может довести документальный факт до состояния трагического образа и не смазать при этом острое, нерефлексивное, почти болезненное ощущение реальности.
Это и есть фотографизм. Это Барт и называл punctum’ом.





































Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.