понедельник, 8 августа 2016 г.

Крэйг Беккер. Преодоление фотографизма.





Фотоколлажи Крэйга Беккера зацепили меня своим сходством с живописью Френсиса Бэкона.


Craig Becker. Scratch 3. 2015-2016.

Craig Becker. Scratch 17. 2015-2016.

Craig Becker. Scratch 23. 2015-2016.

Craig Becker. Scratch. 2015-2016.



Craig Becker. Scratch 18. 2015-2016.







































































































































































 Первое впечатление укрепляется по здравом размышлении, когда вспоминаешь об отношении художника к фотографии – пылкость и жестокость,  очарованность и ненависть. Бэкон питает фотографизмом свои живописные работы и  подвергает фотоснимки  разрушению. Фотографический образ светится сквозь шрамы, разрывы и скобы физиологической жутью и одновременно невыносимым сантиментом.

 
Френсис Бэкон. Джордж Дайер. Коллаж. 1967.
 
Френсис Бэкон. Три этюда к автопортрету. 1980.

Френсис Бэкон. Портрет Мишеля Лейриса. 1976

Френсис Бэкон. Портрет Генриетты Мораэс. 1969.

Френсис Бэкон. Этюд головы Люсьена Фрейда. 1967.


Френсис Бэкон. Автопортрет. 1973.


Вверху: Френсис Бэкон. Три этюда к портрету Джорджа Дайера на светлом фоне.
Внизу: Фотографии Джона Дайера работы Джона Дикина. 1964.


























Ф. Бэкон - Д. Дикин. Портрет Джорджа Дайера.
























































































































































































 О причинах такой страсти-ненависти хорошо пишет Жиль Делез в книге «Френсис Бэкон. Логика ощущения»:
«Современная живопись оккупирована, осаждена фотографиями и клише, которые обосновываются на холсте еще до того, как художник приступит к работе. Действительно, было бы ошибкой считать, что живописец работает на белой, девственной поверхности. Поверхность всегда уже виртуально заполнена всевозможными клише, с которыми предстоит порвать.
Именно об этом говорит Бэкон, когда речь заходит о фотографии: она не изображение видимого, она и есть то, что видит современный человек. Она опасна не просто потому что фигуративна, но потому что претендует на владычество над зрением».

И далее:  

«Ошибочно думать, будто живопись начинается с белой поверхности. <…> В голове у живописца, вокруг него, в мастерской—множество вещей. И все, что у него в голове или вокруг него, уже находится на холсте, более или менее виртуально, более или менее актуально, еще до того, как он приступит к работе. Все это присутствует на холсте в качестве актуальных или виртуальных образов. Так что задача живописца—не заполнить белую поверхность, а, скорее, освободить, разгрести, расчистить. Он не воспроизводит на холсте объект, функционирующий как модель, но пишет поверх уже имеющихся там образов, чтобы произвести картину, действие которой перевернет отношения модели и копии».
 (Делез Ж. Френсис  Бэкон. Логика ощущения. Пер. с фр. А. В. Шестакова. - М.: Machina, 2000.)



Все так, и ничего не меняется, когда я этот пассаж Делеза транспонирую на фотографию. Ошибочно думать, будто фотография начинается с белой поверхности. На этой поверхности, будь она даже девственно-свежим листом фотобумаги, извлеченным в полной темноте из светонепроницаемой упаковки, уже теснятся тысячи готовых образов, соблазнивших сотни тысяч фотографов и бессчетно повторенных в мировой фотографии. Так что задача фотографа — не заполнить белую поверхность, а, скорее, освободить, разгрести, расчистить.
 Для Бэкона фотография была фигуративностью par excellence. Он преодолевал ее живописью, и процесс преодоления или, скорее, обладания, подчинения - с откровенным и агональным эротизмом этого действия - составляет большую часть содержания его полотен.

 Крэйг Беккер действует иначе. Он разрушает фотографию при помощи цифровых технологий, как разрушают кусок ткани, расщипывая его по нитям на корпию. Если подробно рассматривать его портреты, можно увидеть фотографические паттерны разной плотности - от непроницаемо-плотных  кусков до полупрозрачных пленок. Это элементы фотографий, расслоенных в компьютерной программе: чешуйки фактур, световой игры на поверхностях, осколки объектов, фрагменты архивных портретных снимков.
 Взятые отдельно и в целостности эти портреты, макрофотографии, свето-теневые пейзажи и натюрморты, возможно, были хороши, но они из той самой виртуальной бесчисленной армии снимков, всегда уже имеющихся и всегда готовых к размножению. Работа Беккера проходит в два этапа: разрушение  нескольких снимков, а затем – соединение разнородных паттернов в новое целое.


Craig Becker. Scratch 12. 2015-2016.

Craig Becker. Scratch 22. 2015-2016.

Craig Becker. Scratch 19. 2015-2016.









































































































Крэйг М. Беккер – американский фотохудожник. Его инструменты – фотоаппарат, компьютер, принтер. Он живет в сельской местности в штате Мэн. Там у него дом и студия. Вдохновляется восточной философией, музыкой, документальным кино, архивными фотографиями. Духовный опыт человека – предмет его художественных исследований. Он комбинирует слои и фрагменты опыта, пережитого и запечатленного во множестве образов. Но точки касания этих фрагментов либо пусты, либо неожиданны. Наверное, сильное ощущение целостности дает неизменно присутствующий пристальный прозрачный взгляд персонажей – настолько сходный на всех фотоколлажах, что кажется взглядом одного и того же существа,  меняющегося, как Протей от снимка к снимку. Кажется - вот здесь истина. В этом неземном кристальном взгляде. Но мне кажется более важным следить границы разрушений, угадывать «готовые образы», соблазнившие сотни тысяч фотографов и бессчетно повторенные в мировой фотографии. Сам акт разрушения фотографических стандартов – будь они даже очень высоки – плодотворен.






Несколько работ Крэйга Беккера из других серий:

 
Craig Becker. Migration 4. 2011-2015

Craig Becker. Migration 3. 2011-2015

Craig Becker. Gaia 4. 2012-2015ю

Craig Becker. Migration. 2011-2015




























































 Источники:












































Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.