среда, 13 июля 2016 г.

Дмитрий Алешко. "Живая вода"





О Дмитрии Алешко я узнала не так давно. Попала в Литературную гостиную челябинского физико-математического лицея №31 на выставку  белорусского фотографа Валерия Ведренко. При нынешнем визуальном половодье надо быть благодарным тому, кто выслеживает правильных авторов и расширяет круг наших знакомств с хорошей, стоящей  фотографией. Оказалось, что в моем случае спасибо надо говорить Дмитрию Алешко. Видимо, куратор и организатор. Критик, если судить по его статье «Опыт семиотического (искусствоведческого) анализа фотокартин В.Ведренко, серия «Лошицкая тетрадь» («Лошыцкі сшытак»)» (на сайте лицея №31). Очевидно,  с семиологическим уклоном
(цитирую:
«алфавит Ведренко» - инструмент, указатель на проблему: люди, чтобы выжить, должны учиться слышать ближних своих, понимать/считывать знаки культуры/истории – чтобы не делать очевидных ошибок и глупостей …)
и уж точно – моралист.
Потом Алешко сделал еще одну правильную выставку - в «Манекене» им. А. С. Пушкина: графика и фотография Георгия Корчёнкина (Союз фотохудожников России по ХМАО – Югра). Хорошая выставка.
Короче, мне жаль, что узнавши Алешко-куратора, я отложила  знакомство с Алешко-фотографом почти на год. Было б сразу. Но кто ж знал. 


Дмитрий Алешко. Из серии "Живая вода".


Дмитрий Алешко. Из серии "Живая вода".



Дмитрий Алешко. Из серии "Живая вода".








































































С другой стороны, несколько выставок Алешко в Челябинске (лицей № 31, фотогалерея имени Ю. Теуша в ЮУрГУ) могли бы меня и дезориентировать в свое время.
Как пишет Марина Волкова:
«Значительное место в творчестве [Д. Алешко] занимает изображение обнаженного женского тела, при этом его отношение к изображаемому – чувственно-деликатное, стремящееся проникнуть в его эротико-эстетическую сущность.
Исследовательский подход также обнаруживается и в других коллекциях – безграничность пространства и энергия формы и красок неба, изящество и совершенство геометрических форм ледяных узоров, пластика и цветовое богатство водных потоков, напряжение форм корней дерева, их «человеческая» метафоричность…» (Выставка Дмитрия Алешко. Сентябрь 06, 2013).

«Чувственно-деликатной» эротики в  челябинской фотографии более, чем достаточно. (Не такой уж деликатной, если на то пошло). Безграничности пространства и геометрических форм - пруд пруди.
Чего не хватало мне до сих пор – это искусства в  его ремесленном аспекте, искусства, вырабатывающего из природного сырья новый вид реальности, в природе аналога не имеющий. Алешко вырабатывает эту самую другую реальность при помощи фотографии и живописи. Правда, пастель и гуашь ему заменяет палитра компьютерной программы. Неважно. Есть эффект корпусной краски, покрывающей шершавыми широкими мазками фотографические паттерны, осыпающейся тончайшим цветным порошком с фотографических стеклянистых поверхностей. Качество этой электронно-живописной материи так хорошо укоренено в художественной почве, что без всяких конкретных поводов - из одного кожного, феноменологического переживания да еще из цветового тона – сами собой возникают переходы к поверхностям картин Моне, Дега, Ван Гога, Врубеля, Васнецова. Это не комплимент. Это диагноз.
Разумеется, речь идет только о природных явлениях, переработанных Алешко. Сначала фотографически: макрофотографии уральской озерной воды, а затем еще и фрагменты  close up этих макрофотографий. Затем – живописно, так, что милая сердцу среднестатистического пейзажного фотографа гладь озера становится сгустком фиолетово-зеленого пигмента, вязкой массой пикселей, сформованной в струистую стихию так, как формует краску импрессионист на загрунтованном холсте.
Соль в том, что вода набирает здесь интенсивность высокого уровня, умножая фотографическую свою «водность» (угадываемая оптическая толща, сложное сплетение струй, ячейки солнечной ряби, прихотливая переменчивость рисунка) на «водность» живописную, смоделированную художником, хорошо знающим свое ремесло.
 
Дмитрий Алешко. Из серии "Живая вода".

Дмитрий Алешко. Из серии "Живая вода".

Дмитрий Алешко. Из серии "Живая вода".


Дело не становится проще, когда Алешко работает в пределах только фотографической техники. Он схватывает то, что меня – да и любого – как раз и чарует в водной среде: переменчивость подвижной прозрачной толщи, открывающей сразу и зеленую глубь,  и зеркальную поверхность, округлые блики сияющих преломлений, словно золотые зерна перекатываются на дне. Есть у него в «водной" серии фотография: детская рука, погруженная по локоть в воду, достающая до этого золотого дня. Мне она не слишком нравится, потому что «с сюжетом». Но само чувственное ощущение руки, погруженной в солнечную прохладную озерную воду, омываемой ее колыханием, одновременное с оптическим наслаждением, есть практически в каждой фотографии.

Дмитрий Алешко. Из серии "Живая вода".

Дмитрий Алешко. Из серии "Живая вода".
 
Дмитрий Алешко. Из серии "Живая вода".

Дмитрий Алешко. Из серии "Живая вода".


Дмитрий Алешко. Из серии "Живая вода".





























Дмитрий Алешко. Из серии "Живая вода".

Дмитрий Алешко. Из серии "Живая вода".

Дмитрий Алешко. Из серии "Живая вода".


Дмитрий Алешко. Из серии "Живая вода". 































Фотографии взяты с сайта www.aleshko46.ru с любезного согласия автора.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.