среда, 25 мая 2016 г.

«Дебаркадер-2016». Место и время для абстрактной фотографии




16 июня в областном краеведческом музее стартует фестиваль искусств «Дебаркадер - 2016». В грандиозной программе, включающей живопись, поэзию, театр, музыку, кино и театрализованные праздники, у нас с Анастасией Ворониной есть свой небольшой сегмент – абстрактная фотография и видеоарт. «Абстрактная» в данном случае – условное определение, принятое в самом широком его смысле. На самом деле хотелось бы выставить фотографию альтернативную, лирическую, концептуальную и, конечно же, абстрактную уже в прямом смысле. Фотографию, абстрагирующую две своих составляющих: свет и взгляд.
В Челябинске достаточно прекрасных фотографов, работающих в этом направлении. 
 
Сергей Жатков. Из серии "Хазарский словарь". 2014.

Сергей Жатков. Из серии "Фонтаны Рильке". 2015.

Марина Шумакова. Из серии "Серебристое". 2013.
Марина Шумакова. Из серии "Серебристое". 2013.

Алена Заболотина. Без названия. 2015.


Алена Заболотина. Без названия. 2015.

Анастасия Воронина. Из серии "Троицк", 2016


 Есть такие фотографы в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Владивостоке. Надеемся,  экспозиция будет представительной.
 
Михаил Тормаков. Из серии "Сны". 2014.

Михаил Тормаков. Из проекта «Портрет Вселенной». 2014.

Екатерина Анзылова. Без названия. 2016.

Екатерина Анзылова. Без названия. 2016.

Екатерина Анзылова. Без названия. 2016.

Екатерина Анзылова. Из серии "Свет". 2015.

Екатерина Анзылова. Без названия. 2015.



Сомневаться в эстетической ценности абстрактной фотографии уже как-то не принято, но рассуждения вокруг нее всегда полезны. 10 мая закончилась выставка Даррона Дэвиса в Центре Богословия и Богослужения в Мельбурне.
Не стала бы вспоминать о ней в этом посте, однако есть поводы вспомнить.
Во-первых, легкий патриотический зуд, вынуждающий сравнивать уровень мировой и челябинский. Суетно, но что поделаешь. Тем более что сравнение вызывает, как говорится, глубокое удовлетворение.

 
Darron Davies. Emanation. 2016. From the series The Travellers.

Darron Davies. Horizon. 2016. From the series The Travellers.

Darron Davies. Voyager. 2016. From the series The Travellers.

Марина Шумакова. Из серии "Свет". 2013.
Марина Шумакова. Одинокие фигуры II, 2014.
Марина Шумакова. Без названия.2014.

Алена Заболотина. Без названия. 2016.

Алена Заболотина. Из серии "Камни", 2016.

Алена Заболотина. Из серии "Камни", 2016.


Сравнивать в области абстрактной фотографии, как и любой другой, можно. На основаниях общеэстетических и собственно фотографических. Например, насколько последователен автор в абстрагировании, насколько он сдержан в формировании пластического образа, оставляя за собой только право провоцировать среду и свет, фиксировать непредвиденные реакции и отбирать затем самые экспрессивные из них. Именно поэтому вкус и характер автора открываются в абстрактной фотографии, как нигде. Напрямую, не отраженные и не погашенные зрелищным объектом, как это бывает в предметной фотографии.


Во-вторых, выставку в Мельбурне курировал Маркус Баньян, доктор искусствоведения и фотограф. На мой взгляд, его блог https://artblart.com/ в своей фотографической части - один из самых богатых фотоблогов, прекрасно оснащенный  теорией, историей и практикой.
В-третьих,  Баньян приводит несколько понятий, неплохо работающих при восприятии и анализе абстрактной фотографии. Например, синэстезия. Но не в суммирующем смысле, а в методическом: синэстезия как способ расставлять силки колебаниям вселенской энергии. Улавливая ритм и длину волны, абстрактная фотография действительно работает одновременно как живопись и музыка.
И далее, цитируя знаменитого геополитика и теоретика урбанизма Эдварда У. Соджу,  Маркус говорит: «Третье пространство» (Thirdspace):


«Третье пространство», в котором все объединяется … субъективность и объективность, абстрактное и конкретное, реальное и воображаемое, узнаваемое и невообразимое, повторяющееся и различное, структура и действие, ум и тело, сознание и подсознательное, дисциплинированное и трансдисциплинарное, повседневная жизнь и бесконечная история”.

Абстрактная фотография как «Thirdspace», как переходная область – это хорошо и верно. Мало того, что она сама по себе – в пределах своего образа - открыта и свободна для наших интерпретаций. Что важнее, она разворачивает нас в бесконечность предметного мира и в тот же миг, с той же властностью – в бесконечность метафизики. Самое сложное в этом атлетическом упражнении – удержать баланс и остаться в центре, из которого открываются эти головокружительные перспективы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.