понедельник, 4 апреля 2016 г.

Фотоабстракции Алены Заболотиной








 Абстрагировать  значит философствовать. Как философия добирается до чистых понятий и оперирует ими, чтобы иметь мысль в ее существе и неопосредованности, так изобразительное искусство добирается до своего неопосредованного существа и занимается им как первой истиной.

 С живописной абстракцией все достаточно понятно. В живописи абстрагировать, то есть брать в чистом виде, без предикатов и дополнений, можно четыре вещи: жест, форму (в том числе линию и точку), цвет и агрегатное состояние материала.  И поскольку они взяты в чистом виде, в существе своем, помимо разнообразных сюжетных применений, им можно доверять. Как платоновской идее.
В качестве иллюстрации можно привести ставший уже классическим план-кадр  из финала «Андрея Рублева».









Вот это и есть абстрагирование. Мы можем  трактовать реального Андрея Рублева, как нам удобно и как заблагорассудится (собственно, так и происходило весь фильм), но теперь мы видим его в «чистом» виде, в его собственном существе – в несомненном и подлинном жесте руки. Всем остальным – за границей этого жеста и в пределах фильма – был Андрей Тарковский. И чтобы отыскать его самого в «чистом виде», пришлось бы прибегнуть к другой методике абстрагирования. Фотографической и кинематографической.
Что абстрагируется в фотографии? Или – чем философствует фотография? Тем, что составляет ее существо. Свет. Пленка. Пиксель. Система линз. Взгляд (способность видеть). Время выдержки. Что-то еще из этого же ряда.
Вся прелесть в том, как эта философия становится видимой, касаясь предметной реальности. Как, например, свет и время ткут свою абстрактную историю на фотографии Ньепса. Поскольку света и времени очень много (8 часов при ярком солнце), то история их довлеет над фотосюжетом о  крышах Ле Гра. Критик говорит «несовершенная фотография», но прощает ей несовершенство за давностью лет. Это потому, что критик искал на ней крыши Ле Гра. А история была совсем о другом. И эта другая история совершенна и нетленна. (Кстати, в ней живое участие принял и битум, сыгравший роль очувстливающего состава).

Жозеф Нисефор Ньепс. Вид из окна. 1826 (?).

Жозеф Нисефор Ньепс. Вид из окна. (Фрагмент).
 Фотоабстракции Алены Заболотиной уж точно «о другом». Во всяком случае, последние, датированные мартом 2016-го.

Алена Заболотина. Из серии "Камни", 2016.
Алена Заболотина. Из серии "Камни", 2016.



Алена Заболотина. Из серии "Камни", 2016.
Алена Заболотина. Из серии "Камни", 2016.
































































































Для информации тем, кто впервые вошел в этот блог:
 Заболотина Алена. 1992 г.,  Челябинск.
Фотографировать начала в 2012 г. Сочетает технику макросъемки, мультиэкспозицию, эстетику абстракции. Магистрант ЧелГу. Тема магистерской диссертации – цвет в современной фотографии.
Выставки:
Выставочный проект в рамках молодежного фестиваля видео-арта «Intro» (ЧелГУ) , Челябинск,  май, 2012.
«Сады и камни» - Персональная выставка в Киноцентре им. Л. Л. Оболенского, Челябинск, 2012.
«Ближе, чем взгляд»  - Персональная выставка в Галерее современного искусства «ОкNо». 29 октября – 10 ноября 2012.
BRURAL: СОКРУШАЮЩИЕ ЯВЛЕНИЯ  Международная выставка художников и фотографов. Project 59, Inc -  Bronx River Art Center, Нью-Йорк, США. 7 февраля - 1 марта 2014
BRURAL: СОКРУШАЮЩИЕ ЯВЛЕНИЯ  Челябинский формат. Коллективная выставка художников и фотографов. Челябинск-Нью-Йорк. Галерея современного искусства "ОкNо", Челябинск. 21 марта - 12 апреля 2014.
«Give Me T». Выставочный проект абстрактной фотографии. Санкт-Петербург – Владивосток – Хабаровск – Челябинск. 3.09. 2014  -  24.01.2015.
Выставка в рамках проекта «Soft Focus. Женская арт-фотография», Челябинск, 2015.
"Soft Focus. Women art-photo" – выставка проекта «Soft Focus» в галерее  Petit Coin Art Gallery, Лондон, Великобритания. 10.07 – 10.08. 2015.

А. Заболотина на сайте галереи «Окно»:
А. Заболотина на сайте галереи Fineart Russia:
А. Заболотина в этом блоге:



Когда я только познакомилась с фотографиями Алены, они были немного иными. Если пользоваться терминологией Альфреда Штиглица, она снимала фотографические эквиваленты. Отсылаю за правильным разъяснением термина к Майнору Уайту, ученику и последователю Штиглица.

«Если фотограф представляет нам фотографию, которая для него является Эквивалентом, по сути он говорит нам: «у меня есть ощущение чего-то и вот моя метафора для этого ощущения». Существенная разница состоит в том, что ощущение не связано со сфотографированным объектом, но с чем-то еще. Он может показать нам изображение облака, форма которого соответствует его ощущения от конкретного человека. Когда он посмотрел на небо, оно каким-то образом напомнило ему о конкретном человеке, он может надеяться, что мы тоже поймаем то же самое ощущение, испытанное им. Если мы сможем, и наше ощущение будет совпадать с его – он сумел пробудить в нас то, что для него было известным ощущением».

Майнор Уайт. Equivalence: The Perennial Trend — Minor White, PSA Journal, Vol. 29, No. 7, pp. 17-21, 1963
http://journal.foto.ua/likbez/theory/ekvivaletnost-mnogoletnyaya-tendenciya-fotografii-kak-sredy-dlya-sozidatelnogo-samovyrazheniya.html

Насколько я понимаю, главным в теории эквивалента будет понятие «ощущение». Такого рода ощущения, чувствования Алена и снимала поначалу. И это чувствование было столь же плотским, как сам объект фотографирования, хотя им не исчерпывалось. Уже выходило на беспредметный уровень, оставаясь эстетически насыщенным. Это уже были не "роза", а "шелковистое благоухание", не "рыба", а "плавная грация", не "бутон", а "влажность".


Алена Заболотина. Роза. 2012.

























Алена Заболотина. Без названия. 2012.

























Алена Заболотина. Из серии "Аквариум". 2013.

Алена Заболотина. Хризантема. 2013.

Алена Заболотина. Из серии "Сады". 2013.








































































Последние фотографии теряют цвет, а вместе с ним и большую часть чувственной внятности объекта. Такое было у Алены до сих пор лишь раз, когда она снимала для выставки в  Bronx River Art Center Челябинский метеорит.
 
Алена Заболотина. Из серии "Метеорит". 2014.

Алена Заболотина. Из серии "Метеорит". 2014.

 Но здесь абстрактно-философский смысл продиктовал фотографии сам неземной объект.

Новые серии «Камни», «Корни», «Свет» объясняют мне, что дело не в объекте. Изменился взгляд фотографа. Точнее: сам взгляд становится объектом философского абстрагирования. Теперь не важно, на что я смотрю. Важно – как смотрю. Какая дистанция, какой угол зрения, насколько долгая  оптическая пауза, не заполненная говорливой экспрессией объекта, моделируется в фотографии.  
Корни – вещь земная, и я могла бы привести здесь десятки известных фотографий – чувственных, живописных, графических, символических, барочных, ботанических, патетических, пантеистических – с впечатляющим изображением  корней.
Каким-то образом Алене удается от разнообразия перейти к единому. Думаю, в силу сосредоточенности взгляда, намеренного проникнуть до собственной   сути и тогда – до существа наблюдаемого объекта. До его идеи.
 
Алена Заболотина. Из серии "Корни". 2016.

Алена Заболотина. Из серии "Корни". 2016.

Алена Заболотина. Из серии "Корни". 2016.

Алена Заболотина. Из серии "Корни". 2016.

Алена Заболотина. Из серии "Корни". 2016.


Возвращаясь к «Камням», я нахожу еще один привилегированный объект философского абстрагирования – свет. Не знаю, что за минералы снимает Алена. Как-нибудь спрошу, но это не суть важно. Отказавшись от цвета, автор сделал такие мои вопросы суетными. Я вижу, в какую сложнейшую историю попадает свет, пытаясь проникнуть в существо камня – полупрозрачного, но оптически сложного, полного  изощренных препятствий, зеркально-твердых пластин, отражающих луч, и мутных масс, мягко  рассеивающих его на частицы, темных непроницаемых областей и шероховатых рельефов. Этого достаточно. Передо мной – фотографически-зримая теория Да Винчи о самопознании волны (света или души, имеющей тоже волновую природу) в точках своей встречи с препятствием.


Алена Заболотина. Из серии "Камни", 2016.
Алена Заболотина. Из серии "Камни", 2016.
И еще одна серия фотоабстракций – «Свет».  С совсем другой философской историей.

Алена Заболотина. Из серии "Свет", 2016.

Алена Заболотина. Из серии "Свет", 2016.

Алена Заболотина. Из серии "Свет", 2016.























Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.