суббота, 19 сентября 2015 г.

Soft Focus. Осенний сезон. Татьяна Швецова-Яперова







"Художник при написании картины использует кисти. Но если картина произвела сильное впечатление, мне интереснее сам создатель, чем номер кисти или производитель красок. Фотография помогает выразить мысли и чувства, дает простор для творчества, возможность интерпретации. 
В съемке использую Canon EOS 5D, иногда пробую другие камеры. Конечно, я люблю свою камеру, с ней жить веселее", - говорит Татьяна Швецова-Яперова.

Мне  тоже интересен создатель - во всеоружии кисти ( с определенным номером) и красок (какой волшебный калейдоскоп названий!). В нашем случае - вооруженный электронной программой своей камеры, объективом, палитрой Adobe Photoshop и собственным тайным арсеналом технических средств и приемов. Именно они создают фотографическое содержание. И фотография действительно хороша лишь тогда, когда видишь, чувствуешь их свободную игру.

Татьяна любит свою камеру, а кроме того любит множество хороших вещей в искусстве и культуре.

Она родилась в Курганской области. Окончила живописно-педагогическое отделение Екатеринбургского художественного училища им. Шадра. Затем - Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица, отделение графического дизайна. Во время учебы  участвовала в выставках живописи и графики, биеннале графического дизайна. Уже тогда увлекалась фотографией. Сегодня выставляется в основном как фотограф.
Член Союза фотохудожников России с 2013 г.


Татьяна: "С любовью вспоминаю курс типографики в Санкт-Петербургской Художественно-Промышленной Академии под руководством Петра Степановича Канайкина. Мне нравится создавать книги, листать страницы, наблюдать за развитием изобразительных элементов. Тогда я представляла себе наполнение книги, и вполне закономерно, что продолжаю так же работать и с фотографией. Возможно, это следствие работы в графическом дизайне: я ищу для каждой съемки свой образный язык."  




Т. Швецова-Яперова «Авангард и я», 2014






Т. Швецова-Яперова «Авангард и я», 2014




Т. Швецова-Яперова «Авангард и я», 2014






Т. Швецова-Яперова «Авангард и я», 2014





Т. Швецова-Яперова «Авангард и я», 2014

























































Т. Швецова-Яперова Write to me portrait 2015







Т. Швецова-Яперова Write to me portrait 2015




Т. Швецова-Яперова Write to me portrait 2015







Можно по-разному относиться к так называемой смешанной технике в фотографии. На мой взгляд, чем откровеннее графическая материя вторгается в снимок, тем интенсивнее чувствуешь материю фотографическую. Их союз/конфликт доставляет двойную радость зрителю.
Фото-графические серии Татьяны отсылают к великим авангардистам 20-х годов прошлого века, но я лишь одно имя назову: Пикассо, тоже знавший толк в сочетании разноприродных материй (в том числе и фотоотпечатков, и типографских оттисков) в картине. И еще Матисс, включавший в окончательный образ и цвет, и линию, и сорт бумаги, и обрез, хранящий микроскопические следы стального насилия ножниц.
Вот так же и в работах Татьяны волнующим образом присутствуют нестираемые следы техники. 

 Серия «Большие города» использует съемку с движения с длительной выдержкой. Еще одна возможность для зрителя почувствовать камеру, интенсивность ее движения и направление ее взгляда.  Бесполезно искать в этих видениях какой-то конкретный архитектурный ландшафт. Хотя кое-где угадывается (или мерещится) силуэт Нью-Йорка. Или это сбой восприятия, уловки моего собственного культурного зрения: Мегаполис имеет профиль Эмпайр Стейт Билдинг, что делать.
Татьяна: "Мне бы не хотелось, чтобы в теме города угадывался конкретный город. Скажу так, это мегаполис. Его жизнь, его рассвет, его закат. Город, созданный человеком, но без людей  сам по себе живой организм. Эта мысль показалась мне интересной. Здесь есть кадры реального города. Есть снятое с экрана, с готового изображения, с отпечатка. Мне нравится играть, создавать органичное целое из реальных и выдуманных объектов, стирать границы между ними".
 


Т. Швецова-Яперова «Большие города»,  2012 г.


Т. Швецова-Яперова «Большие города»,  2012 г.



Т. Швецова-Яперова «Большие города»,  2012 г.

Т. Швецова-Яперова «Большие города»,  2012 г.

Т. Швецова-Яперова «Большие города»,  2012 г.




В серии «Одна история» Татьяна отдает дань архетипу Фотографии – черно-белой, тонированной в легкую сепию, серебряно-желатиновой. Даже зная о цифровом происхождении изображения, подпадаешь под очарование чувственно-психологического аналогового фотопортрета. Может быть потому, что холодноватое техническое щегольство «цифры»  тонет в почти физически ощутимых теплых и глубоких тенях снимков.




Т. Швецова-Яперова «Одна история»,  2014 г.


Т. Швецова-Яперова «Одна история»,  2014 г.


Т. Швецова-Яперова «Одна история»,  2014 г.


Т. Швецова-Яперова «Одна история»,  2014 г.



Татьяна мыслит сериями. Это очевидно. Отдельные "решающие мгновения" внешней жизни ее мало интересуют, потому что не принадлежат непрерывности внутренней жизни человека. Она даже в детстве рисовала сериями, а во время учебы в Академии уже сознательно вошла во вкус к книжной, многостраничной модели развития образа. Но серийность ничего общего не имеет с нарративностью, то есть склонностью к повествованию. Хорошая фотосерия - это модификации визуальной темы, и  обращены эти последовательные изменения к нашему умению или искусству смотреть, а не читать.
Даже в секвенции - монтажном соединении двух или нескольких фотографий - Татьяна избегает того, что называется "фотофразой". Сюрреалистический эффект производят в серии «Иллюзии» эти соединения сверхкрупных фрагментов тела и механизма, человека и флоры, касания и жеста. Протягивать паутинные ниточки связей между ними - забава трогательная.


Для Татьяны «Иллюзии» сродни "Большим городам". И те, и другие озадачены визуализацией того, что невидимо, скрыто за очевидностью вещей. Тайной жизнью душ.

Т. Швецова-Яперова «Иллюзии»,  2014 г. 

Т. Швецова-Яперова «Иллюзии»,  2014 г. 

Т. Швецова-Яперова «Иллюзии»,  2014 г. 

Т. Швецова-Яперова «Иллюзии»,  2014 г. 

Т. Швецова-Яперова «Иллюзии»,  2014 г. 































































































Т. Швецова-Яперова «Иллюзии»,  2014 г. 


























Работы Татьяны Швецовой-Яперовой размещены на сайтах Музея современного искусства в Сан-Франциско (SFMoMA) и итальянского «Vogue» в разделе «Photovogue», в категории "The Best of ..."
Публикации: в журнале «Фото&Видео» («Чистая формальность»).

Выставки:
2013 - Выставка фотографий «Ню» в Курганском областном художественном музее / Курган.
2014 - Фотомарафон «Конструкторfantasy» / Екатеринбург.
2014 - Евразийский фестиваль современного искусства (ЕФСИ) / Екатеринбург.
2015 -  «Soft Focus. Женская арт-фотография"/ Petit Coin Art Gallery, Лондон, Великобритания.

С фотографиями Татьяны можно познакомиться здесь:


В конце сентября работы Татьяны выставляются в галерее бутик-отеля "Тишина" в рамках проекта  «Soft Focus. Женская арт-фотография".















































Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.