пятница, 25 сентября 2015 г.

Многослойная фотография





В последнее время  все чаще мне приходится встречаться с  опытами мультиэкспозиции, и мое ранее предубеждение против этого вида фотографии  постепенно рассеивается. Во всяком случае, разнообразие «многослойной» фотографии  дает повод  для  собирания, классификации  и поисков оснований для определения.
Пока оснований три. Многослойная фотография может быть дискретной и недискретной. Аналоговой и цифровой.  Хорошей и плохой.
Дело усложняется, когда поверх фотографических слоев накладываются еще и графические, живописные или  коллажные. Но такие случаи мы сейчас не трогаем.
«Хорошая» и «плохая» - оценки условные. Все, что помещено ниже – во многих отношениях хорошая фотография.  Иногда даже очень хорошая. Вопрос в том, как и зачем в этой фотографии  применена многослойность.



John Reiff Williams  - On the Beach Divers, 2011

Sam Shmith -  In Spate   2011

Dirk Brömmel – Villa Tugendhat, 2002

Isa Marcelli Untitled  2014



Алексей Титаренко Из серии "Город теней", 1992-1994 


Тина Казахишвили. Без названия.




Фотография кажется упрощенной, когда в ней читается словесная формула. Когда расслаивание образа сродни синтаксическому членению. В  языке лексическая полисемантика ограничивается и упрощается в синтаксической связке слов. В фотографии это упрощение еще более заметно. И, в общем-то, беззаконно, если придерживаться теории Беньямина о пространстве фотографии, "не пронизанном человеческим сознанием"
Сравните несколько фотографий Тины Казахишвили, дискретных и недискретных.  Часть из них - очень хороша. Там, где фразы составить невозможно. Есть лишь фацетность оптического переживания. 
Часть - слабее, потому что выговаривается лирической банальностью.




 
  


Ч




Часть - слабее, потому что выговаривается лирической банальностью.
















Тина Казахишвили – архитектор и фотограф. Работает в Национальном музее Грузии.  Выбрала черно-белую фотографию и аналоговый стиль при цифровой технике. Влияния -  фильмы итальянского неореализма и пост-неореализма: Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Пьер Паоло Пазолини.

Источники:



Алексей Титаренко - это тот, кто мощно повлиял на современную европейскую фотографию. Родился в Санкт-Петербурге (Ленинграде) в 1962 году. Участвовал в деятельности фотоклуба «Зеркало», начиная с 1978 года. В 1983 закончил отделение кино и фотоискусства Ленинградского института Культуры. Один из создателей арт-группы «Лиговка» (1989) и фотографического выставочного зала «Лиговка — 99».  Член Союза художников России с 1997 г.
Титаренко отмечался многочисленными грантами и творческими стипендиями от таких организаций как Musee de l′Elysee (Лозанна, Швейцария); Центр Современного искусства Дж. Сороса в Санкт-Петербурге; Centre Nationale de l′Audiovisuel (Люксембург).


Его работы находятся в коллекциях крупнейших европейских и американских музеев, включая Русский Музей (Санкт-Петербург); Филадельфийский Музей Изобразительного искусства; Дом Джорджа Истмэна (Рочестер, Нью-Йорк); Музей изобразительных искусств (Бостон); Музей изобразительных искусств (Колумбус, Огайо); Музей изобразительных искусств (Хьюстон); Музей фотографических искусств (Сан-Диего); европейский Дом Фотографии (Париж); Музей изобразительных искусств Reattu (Арль); Музей фотографии Musee de l’Elysee  (Лозанна).
Основные фотосерии:
"Номенклатура Знаков" (1986-1991), "Город Теней" (1992-1994), "Черно-белое Волшебство Санкт-Петербурга" (1995-1997), и "Задержанное время" (1998-1999).
Живет и работает в Нью-Йорке.


Оценить его работы по достоинству мне мешает выраженный идеологический пафос. Не слишком приятное зависание: как гражданин, я должна откликнуться на сюжет фотографии, как  человек, я слегка смущена простотой и прямотой публицистического обращения ко мне. Чистотой технического приема нельзя не восхититься, нажим на фотографию, вмещающий ее в заданные сюжетные рамки, огорчает.






Алексей Титаренко  Задержанное время, 1998-1999. 


Алексей Титаренко  Город теней 1992-1994 

















Алексей Титаренко   Город теней, 1992-1994





Я нахожу выход, принимая работы Титаренко 1990-х как памятник времени, пережитому всеми нами.
И уже с легким сердцем могу наслаждаться его чистой фотографией, не отягощенной идеологическими задачами. (Последнее всегда плохо потому, что идеология  лингвистична, а не фотографична).





















Рассеянный пасмурный свет и подвижные фигуры среди неподвижных объектов, - вот технические условия стиля, созданного Титаренко. Первое придает «захваченным» слоям движения невероятную тонкость и прозрачность, бестелесность. Метафизические тени. Второе добавляет к этой  метафизике еще и мистику. Когда прозрачные души листьев вьются вокруг плотно-реального ствола березы, а души таинственных белых машин пролетают, как призраки, сквозь колодцы питерских дворов,  - вот тут-то и возникает фотографическое чудо. 
  

Немецкий фотограф Дирк Брёммель  снял методом "сандвич-фотографии" серию "Вилла Тугендгад" в 2002 году - за восемь лет до закрытия этого архитектурного памятника на реставрацию. 
(Вилла, построенная Мисом ван дер Роэ для семейства Тугендгад в Брюнне в 1929-1930 года принадлежит к шедеврам баухаусовского авангардного стиля). 
Бёммель соединил старые семейные фотографии Фрица и Греты Тугендгад и их детей с цифровыми интерьерными фотографиями виллы. При этом расслоил и те, и другие на множество прозрачных и неровных, словно пластинки слюды, паттернов. Ушедшее и нынешнее сплавилось сложно и на нескольких уровнях, производя впечатление почти органического соединения двух разнородных, но одинаковых по агрегатному состоянию и одинаково живых материй.
 


 Dirk Brömmel – Villa Tugendhat, 2002

 Dirk Brömmel – Villa Tugendhat, 2002


Dirk Brömmel – Villa Tugendhat, 2002

 Dirk Brömmel – Villa Tugendhat, 2002

 Dirk Brömmel – Villa Tugendhat, 2002

 Dirk Brömmel – Villa Tugendhat, 2002

 Dirk Brömmel – Villa Tugendhat, 2002

 Dirk Brömmel – Villa Tugendhat, 2002

Dirk Brömmel – Villa Tugendhat, 2002
 


  Dirk Brömmel – Villa Tugendhat, 2002









Джон Рейфф Уильямс родом из Огайо. Работает в Голливуде. Бакалавр искусств (San Francisco State University) магистр искусств (California State University, Los Angeles) и магистр фотографического искусства (University of Southern California).
Его работы  полностью раскрываются в «бумажном» виде, потому что в дополнение к экспериментами при съемке и компьютерной постобработке Джон творчески работает с пигментами.
Мультиэкспозицией увлекся еще студентом. Поначалу – смешивал слои во время съемки – в камере. Потом – в программе Photoshop.
Он варьирует временные промежутки между экспозициями от доли секунды до нескольких часов и сочетает capturing motion   c динамичностью снимающей камеры.

Источник:



john







 John Reiff Williams On the Beach Divers, 2011
 John Reiff Williams On the Beach Divers, 2011

 John Reiff Williams On the Beach Divers, 2011

 John Reiff Williams Hollywood Boulevard

 John Reiff Williams Hollywood Boulevard

 John Reiff Williams Hollywood Boulevard


John Reiff Williams Hollywood Boulevard









И самый сложный из пяти представленных здесь фотографов –  австралиец Сэм Шмит.
Его серии Plate Glass и In Spates используют множество отдельных цифровых снимков, сведенных в Photoshop, но границы между слоями заметить невозможно. Пространство на фотографиях кажется гомогенным, только природа и топография его непонятны. Оно и знакомо, и неузнаваемо, как сны или младенческие воспоминания. Образы просты: города, дороги, горы, небеса. Но это не фотографическая уникальная конкретность и не поэтический троп. Если каждый отдельный снимок – это чей-то взгляд и память, то серии Шмита, возникающие на базе более 60 000 отдельных снимков, - модель длящейся памяти, коллективной памяти, где нет ничего, кроме слоистой и диффузирующей ментальной материи.
О Сэме Шмите и его методе:







Sam Shmith - In Spate, 2011


Sam Shmith - In Spate, 2011




Sam Shmith - In Spate, 2011
 


Sam Shmith - In Spate, 2011
 


Sam Shmith - In Spate, 2011
 
























Sam Shmith - In Spate, 2011











































































Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.