суббота, 4 июля 2015 г.

Лестницы.





Лестница – еще одна фотографическая и кинематографическая константа. Это вариация «дороги», но с гораздо большей экономией:  достаточно двух-трех ступеней, чтобы она ожила и начала действовать.
Есть у лестницы и другие особенности. Будучи архитектурным изделием, часто прихотливым и всегда функциональным, она не обладает тем зарядом метафизики, каким обладает дорога. Она изначально принадлежит человеку, и ее последняя ступенька не теряется в онтологической пустоте, как бы этого ни хотелось автору. Первокурсник философского факультета сказал бы: в фотографической лестнице нет трансцендентального, но есть бездна антропологического.
Тем легче она несет лирические, сентиментальные, поэтические, драматические смыслы, превращаясь в метафору наших земных переживаний и устремлений.
К тому же она прекрасно устроена для пространственных фотографических радостей. Она может быть графичной, пластичной,  симметричной, ассиметричной, лаконичной и орнаментально-избыточной. Она  концентрирует эстетический смысл и дух культурной эпохи. И она всегда – абстракция наших посюсторонних состояний: мечтательности, романтичности, нежности, грусти, ностальгии,  любовного волнения.
Есть фотографы, избегающие лестниц. Но они, как правило, вообще избегают пространств, сосредоточившись на ограниченном и доступном объекте.
Есть фотографы, для которых лестница – любимая тема.
Есть те, кто просто умеет их снимать.




Брассаи.  Chien dans l'escalier, 1932.
 



Брассаи.  Escalier de la Butte Montmartre, 1931
 

Андре Кертеш. Студия Мондриана, Париж. 1926
 

Андре Кертеш. Монмартр, 1928
 


Робер Дуано L'escalier,1952
 






Анри Картье-Брессон. Paris, 1951
 




Анри Картье-Брессон.

Анри Картье-Брессон. Стамбул, 1964
 



Мы еще не сказали о забавных, смешливых и фантасмагорических лестницах.




Билл Каннигхэм. Paris Theater, 1947
 



Жак-Анри Лартиг. Bichonnade Leaping, 1905.



Луис Форер. Win, Place, and Show, 3rd Ave. El at 53rd Street,
 













Роберт Мэпплторп Staircase, 1140 Royal, 1982
 


Нил Слейвин. Man at top of concrete stairs
 



И о лестницах, похожих на философскую лирику.




Умберто Ривас. Mallorca, 2002
 


Умберто Ривас. Montmajour, 1993
 


Александр Слюсарев. Низкое солнце. Осень, 2006
 


Герберт Лист. Рим, 1949
 



О лестницах, нарядных, щегольских  и живописно-ностальгических.




Рона Блэк. New York City. Wrought Iron, 2013
 

Маргит Лиза Рёдер. Smoking break (Spiral-staircases). Hamburg. 2013
 

Эдвард Стейхен. Ноктюрн. Оранжереи Версаля, 1908





Кристофер Кёллер. Из серии Parádeisos.  Palacio Fronteira, Lisbon, Portugal,2009.
 


Ола Колемайнен. House of Spiritual Retreat,  2012
 




Швейцарский уличный фотограф Томас Лойтхард пристрастен к лестницам, как в свое время были пристрастны к ним Картье-Брессон и Брассаи, .














Томас Лойтхард. 2014.








Томас Лойтхард. 2014.




Томас Лойтхард. 2014.




Томас Лойтхард. 2014.


























У челябинских фотографов я  нашла, по крайней мере, две восхитительные лестницы, нагруженные таким объемом лиризма и философии, при этом настолько фотографичные, что названия для них  уже избыточны, как мне кажется. Но привожу все, как есть.




Иван Шариков. Три пути. 2012
 


Олег Астахов. Ожидание. 2015
 





А этим  лестницам названия уже никак не повредят. Быть может потому, что их лестничная и фотографическая суть отступила в сторону, оставив место тому, что сегодня называют креативом.





Александр Глебов. Вечнозовущий Черный Свет, 1990г.
 


Александр Глебов. Переход в Вечность, 2011
  
 


Александр Глебов. Ступени - геометрический конструктивизм. 2012










































































Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.