суббота, 4 июля 2015 г.

Дождь и снег.





Дождь - подходящая тема для этих дней.
На фотосайтах есть специальная рубрика: снимки в дождь. Выигрышная натура, надо только уметь снимать. Много мокрых бликов, цвета чистые и сочные – влажные. Отражения в лужах. Девушки под зонтиками выглядят более романтичными,  мужчины – более элегантными, старики – более одинокими, а  растительность  под дождем - райски-свежей, как в детстве.
Снег не так богат на эффекты: съедает краски и мельтешит в воздухе. Но все равно приятный объект.
На статус фотографических констант дождь и снег не претендуют. А вот среди кинематографических констант числятся в первой  пятерке. Особенно в русском кино. Видимо потому, что их важная характеристика –  движение. К тому же символический комплекс константы «дождь», например, включает понятие Ответа.  Значит, требуется начальный Вопрос, а где его разместишь в статичной фотографии? В кино – да. Почти три часа Великих Вопросов «Сталкера» - и несколько дождевых капель Ответа в финале.  Риторические вопросы в  «Я шагаю по Москве» - и бурный радостный ответ-ливень.  Сушь безответных жалоб во «Влюбленных» - и катарсический дождь.
Перед фотографом, взявшимся снимать в дождь и снег, стоят феноменологические задачи: как сделать видимыми не только оптические приметы осадков, но и тактильные, температурные, пространственные, акустические.  То есть влажность, свежесть, холод, шум дождя и тишину снегопада, оживление, которое вносят падающие капли, струи или снежные хлопья в пустое пространство между  небом и землей. И совершенно особое состояние близкого уюта (потому что струи дождя и хлопья снега населяют, заполняют пустоту воздуха) и космической дали (потому что связывают тебя с небом и бесконечным простором вокруг).   Оптические эффекты: блики, дисторсии, влажные сочные цвета,  – самое простое дело. Они очевидны. Почему большинство  фотографий так охотно разрабатывает отражения в мокром асфальте, струящиеся городские огни, дождевые капли на стекле и  чудно переменившийся вид за мокрым окном.
Однако, в истории фотографии остаются эти: 






Йозеф Судек. Из цикла «Прогулка по волшебному саду», 1954-59.
 


Брассаи.  Прохожие под дождем, 1935


Альфред Штиглиц.  Пятая Авеню Нью-Йорк. 1893
Альфред Штиглиц На бирже извозчиков

Вернер Бишоф  Courtyard of the Meiji Temple blanketed in snow. 1951

Сол Лейтер. Red Umbrella 1960-e

Сол Лейтер. Parade 1954 

Сол Лейтер.  Canopy, 1958





У. Юджин Смит..  New York, 1957.
 







































































































Gianni Berengo Gardin.  Neve a Venezia, 1951.



















Анри Картье-Брессон. Alberto Giacometti, Rue d'Alésia, Paris, 1961
Морис Боннель. Париж. 1950-е.


Морис Боннель. Café Le Flore vu sous la pluie, bld St Germain, 1950-е






Еще несколько прекрасных феноменологических работ челябинских фотографов. Простое и неотразимое, телесное чувство умытого мира,  лиственной сырости, ни с чем не сравнимой музыки дождевых капель, когда они успокаивающе шуршат в листве или дробно проходятся по крыше.Это фотографии Чикановской.
Или, как на фотографиях Катаевой и Жаткова - ощущение мягкой снежной свежести и чистоты промытого воздуха, акустическое переживание тишины, акцентированной у Жаткова звучным  плеском холодной речной волны. Это не противоречие. Так бывает, когда  ритмические звуки природы делают особенно глубокой и мирной внутреннюю душевную тишину и успокоенность. И оптический отзвук этой тишины - в ясности видимого мира. Вблизи - у Катаевой: до последней травинки и камешка. Вдали – у Жаткова: от  нежного и четкого рисунка домов и деревьев справа, напоминающего русскую пикториальную фотографию XIX века, до острова-облака, парящего на горизонте.


Анастасия Чикановская Из серии Струны дождя, 2013

Анастасия Чикановская Из серии Струны дождя, 2012

Ирина Катаева. Из серии "Апрель", 2012.



Ирина Катаева. Из серии "Апрель", 2012.


Сергей Жатков. Челябинск. Берег.


























И не обойти вниманием цвет на фотографиях Катаевой. Практически монохром, построенный на цветах природного камня, едва набухших предвесенней сыростью древесных стволов, туманно-серого низкого неба, прошлогодней травы. Все это нежнейшим и недолговременным образом припорошено белизной. Сказать бы, что эти фотографии Катаевой приближаются по характеру воздействия к китайским или японским пейзажам тушью на рисовой бумаге, - но это было бы риторическим щегольством. Всего лишь глубинное, плохо выговариваемое, атавистическое чувство природного возникает, когда  смотришь. 
 
 Серия "Мокрый город" петербургского фотографа Надежды Кузнецовой разнится от челябинских работ тем, что "дождь" здесь сделан вручную посредством химографии, рисунка эмульсией на пленке. Но все-таки сделан с хорошей памятью о настоящих грибных дождях и майских грозах.




Надежда Кузнецова. Амстердам.


Надежда Кузнецова. Дождь и солнце. Из серии "Мокрый город".

















































Французский фотограф Кристоф Жакро сделал атмосферные осадки своей «фишкой». Судя по его сайту  http://christophejacrot.com, он снимает только дождь и снег. Но – в импозантных местах и на хорошую цифру. Так что зрелище оказывается каждый раз исключительно нарядным. Почему его фотографии и стоят на интернет-рынках в среднем  25-30 тысяч рублей.



Brouillee 1 (Ile st Louis)


Brouillee 2 (Tour Eiffel)

Dame du lac (Inde)


Inde





Drops.  NYC











Venice Lady











 Noël (New York)













Vert d’hiver



La mouette










































 Порой заметно в фотографиях Жакро влияние Сола Лейтера, самого знаменитого мастера снимать дождь и снег в цвете.


Сол Лейтер Postmen 1952





Кристоф Жакро White blizzard



Сол Лейтер Untitled (Woman with umbrella in snow storm) 1955


Кристоф Жакро Couple in the rain




Кристоф Жакро. Green & pink

















































Однако что-то делает фотографии Жакро чувственно выхолощенными. Вид прекрасный. Но влага приобретает слишком искусный вид, как будто хорошо поработали ассистенты водоструйными аппаратами и распылителями. А режиссер по кастингу  постарался с исполнителями.
Списать все на «цифру», генерирующую «симулякры»? Полно! Просто рыночный вкус.





















Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.