четверг, 25 июня 2015 г.

Константы: Постель и дорога



В прошлом году, занимаясь семинаром «Фотографическое  кино» в Киноцентре им. Л. Л.Оболенского, мы разбирали фильм Гаса ван Сента «Последние дни», пользуясь константами постель и дорога.
В качестве константных эти образы служат экранному искусству давно. Причем в кино они работают только вместе. Постель без дороги не имеет необходимого символически-константного смысла. Дорога без постели – тоже. Однако, если сейчас навскидку вспомнить десятка два фильмов, где персонажи либо пребывают в постели, либо шагают по дороге, не каждый из них может послужить иллюстрацией к теме. «Мужчина и женщина» не подойдет, хотя и дорог там полно, учитывая профессию Мужчины, и постелей хватает. «Последнее танго в Париже» подойдет, хотя там всего один вокзал и пара-тройка проходов по улице, - не так уж чтобы дорога.
Для фотографии постель и дорога – архетипические темы. Но  в рамках одного произведения они разведены, что драматургически упрощает их, зато концентрирует смысл отдельно взятого знака.
  

Имоджин Каннингхэм
Раймон Депардон. Комната в Венеции, 1979

René Groebli

Марина Шумакова Из серии "Изба", 2014.
Нобуеши Араки Из серии "Сентиментальное путешествие"
Джейкоб Коллинз

Ли Фридландер Nashville 1963.


Андрей Пономарев Больничные зарисовки



Лили Алмог

Надав Кандер

Оливье Зам

Умберто Ривас, 1978.

Умберто Ривас, 1985.

Хосе Мануэль Балестер

Хосе Мануэль Балестер.




Понятно, что постель-константа - это не та постель, где двоим что-то можно делать. Это место  предельного покоя и умиротворения. Даже если это умиротворение за гранью земного, как на фотографии А. Пономарева. Постель – это самое верное обозначение близости  и идентичности. Возможно, она подпадает под разряд портретов, где человек взят в своем ближайшем, в тот момент, когда он не совсем еще открыт своему социальному существованию.




Алек Сот Green Island, Iowa 2002-2

Алек Сот Herman's bed, Kenner, Louisiana 2002



Алек Сот  Carles Lindbercht s boyhood bed  Миннесота 1999





Дорога – это всегда зона отчуждения. Это не просто символ дали, но символ ничейной полосы. Она протягивается туда, где нас нет, и где мы можем быть, должны быть или с неизбежность будем. Кого-то это пугает, и он «сворачивает» дорожную даль и тревогу в приятный средний план. Кого-то это завораживает, как ребенка страшная сказка. У кого-то вызывает экзистенциальную тоску.  Кого-то, как Хааса, возбуждает, стимулирует внутренний драйв и жажду приключений.

Эрнст Хаас

Эрнст Хаас

Андреас Гурский. Рейн II, 1999

Раймон Депардон. Landscape near Weldiya. 1995



Раймон Депардон. Between Zemio and Rafai. 1984

Алекс Уэбб. Everglades, FL. 1988.

Роберт Адамс.  North of Keota. 1973.

Марк Янкус Road Lake Guymard.

Марк Янкус Path to Beach,
Сэм Шмит Из серии In Spate 2010-2011

Сэм Шмит Из серии In Spate 2010-2011

Аарон Гобсон

Джон Бодин Into Timeless Shadows. 2009.

Vincent Descotils. Brume-10



Дэвид Хоптман Small Sunflower Road




Neil Folberg.  Village Road.
From the book Travels with Van Gogh & the Impressionists,  2001-03
 





















Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.