вторник, 16 июня 2015 г.

Цветочная тема 2



Как в любом искусстве в фотографии есть ряд констант, то есть образов, символическая емкость которых достаточно велика, чтобы пользоваться ими для обозначения сущностных областей нашей жизни.  При этом набор фотографических констант разнится с набором, скажем, общекультурных, литературных или живописных констант.
Фотографических больше. Потому что феноменологическое содержание фотографического объекта  не исчерпывается вербальным способом и не ограничивается текстурой фотоматериала, как в живописи феноменология объекта передается посредством графической или живописной техники, но ею же и ограничена.
Только не надо путать константы с жанром.  Это разные вещи. Есть жанр – интерьер. И есть константа – «постель». Есть жанр – цветочный натюрморт. И есть константа – «калла».
В прошлый раз по совершенно конкретному поводу я начала о цветочном натюрморте. Сразу разговор не закончишь. Тем более, что я, наверное, не совсем права по отношению к мужской фотографии цветов. Так, набросок возможной классификации, который можно и нужно править.
Например, когда цветок взят их класса констант, и его символические возможности достаточно велики, поскольку поддержаны одновременно иконографическими кодами культуры и зрительской суггестией  (например, роза, цветок подсолнуха, лотос, лилия, тюльпан), различия между женской и мужской трактовкой  обычно невелики.
Здесь собраны фотографии Эдварда Стейхена, Имоджин Каннигхэм, Роберта Мэпплторпа, Джона Секстона, Альфреда Штиглица, Андреаса Фейнингера, Марины Шумаковой, Жана-Батиста Хайна. Угадайте, где кто. И когда угадаете, согласитесь: константы универсальны. При всех различающих нюансах.




Верные ответы в следующем посте. Но думаю, узнать правый верхний и правый нижний снимки несложно.



Что касается технических фото-экспериментов над цветами, в мужской фотографии их больше. При этом сам флоральный объект, как мне кажется, берется из-за его иконической ясности и общей приятности для взгляда. А дальше испытываются предельные возможности фотографии.


Даг и Майк Старны (США) экспериментируют с носителем и способами инсталляции фотоизображений.



Даг и Майк Старн.  Роза. 1982-88.

Даг и Майк Старн.  Сегмент лотоса.




 
Джеймс Уэллинг, американский фотограф и профессор института искусств, экспериментирует с  цветом, экспозицией, постобработкой. С его знаменитым «Glass House» (2011) можно познакомиться на сайте Уэллинга.
И там же – вся серия «Цветы» (2006).

 



Джеймс Уэллинг. Цветы, 2006






Джеймс Уэллинг. Цветы, 2006

Джеймс Уэллинг. Цветы, 2006

Джеймс Уэллинг. Цветы, 2006




Фотографии Александра Самойлова драгоценны. И по художественному эффекту, приближающему фотографическое изображение к шедевру японской графики. И по технологии: объектив  Carl Zeiss Protar 1890 года выпуска, большой формат, реактивы на солях  золота и платины.

http://alexandersamoilov.com/
Александр Самойлов































Брендон Фитцпатрик работает с Х-излучением, затем раскрашивая полученные изображения.
http://www.brendanfitzpatrick.com/









Роберт Балтеман использует в своих работах «Эффект Кирлиан» или метод «кирлианографии».
Эффект открыт в 1939 году советским физиотерапевтом, изобретателем  и исследователем  Семеном Кирлианом.  Заключается он в том, что предмет, помещенный в поле тока высокой частоты, излучает коронные разряды, которые можно записать на фотопленку. При этом предмет укладывается непосредственно на пленку, помещенную между электродов.
Прелесть в том, что предметы дают свечение, характер которого зависит и от самого предмета, и от его состояния. Один и тот же лист светится по-разному когда только что сорван и через час-другой после.
Балтеман добавляет к методу Кирлиана оптиковолоконную технологию и жидкий силикон
 Критики называют фотографии Балтемана «странным союзом доктора Франкенштейна и Джорджии О'Кифф».  












 Стивен Джилл англичанин. Начинал в фотостудии своего отца, реставрируя старые фотографии. Работал в лондонском отделении Magnum.
Читайте о нем у Лизы Эрлих:
«Британский фотограф Стивен Джилл/Stephen Gill — один из самых оригинальных современных фотографов-концептуалистов, его работы выставляются на лучших мировых фестивалях и выставках. Неожиданно для фотографа его поколения, Джилл не оканчивал модной арт-школы, он учился с помощью самообразования, а интерес к фотографии, темной комнате и микроскопу ему привил отец-химик, тоже увлеченный фотограф и экспериментатор. Концептуальные работы Стивена Джилла создаются на документальной основе, с помощью соединения необычным образом снимка реальности и самой этой реальности. И это не просто метафора — Стивен Джилл на самом деле накладывает на свои изображения разные неожиданные объекты — «осколки» снимаемой им действительности».  

Дальше: Лиза Эрлих «Реальность внутри камеры».


Ниже - серия С. Джилла «New York Flower».







«Пунктик» англичанина Александра Джеймса – вода. Подводные натюрморты с цветами и бабочками. Розы, из которых удалена их клеточная жидкость и заменена дистиллированной водой. Не знаю, как со смыслом, но технология сложная  и эффект весьма зрелищный. Джеймс дает мастер-классы во всех столицах мир: Токио, Москва, Нью-Йорк, Сидней.




Alexander James
Glass Rose


Alexander James
Glass Rose


Alexander James
Intersection Vanitas 2013
 


Alexander James
Underwater Still-Life. Artist Vanitas, 2013
 

Alexander James
Underwater Still-Life. Artist Vanitas, 2013







































И несколько полароидных снимков.







Douglas Holleley
‘Bottle-brush near Sleaford Bay, South Australia’
1979
Four SX-70 Polaroid photographs




Полароиды Масами Мори.



Масами Мори Подсолнух













Масами Мори Калла



Масами Мори Хризантема

Масами Мори Гербера

Масами Мори Подсолнух






Полароид Чака Клоуза.




Чак Клоуз Подсолнух, 1987






И если уж говорить об экспериментах, то стоит вернуться на сто лет назад, к первым цветочным натюрмортам, сделанным в революционной по тем временам технологии цветопередачи Автохром. Она давала импрессионистический эффект, позволяющий сохранить чувственное впечатление от цветов – их влажную прохладу, нежную путаницу лепестков и даже, кажется, аромат.




Генрих Кюн  Цветы в бокале, 1908




Огюст и Луи Люмьеры. Букет цветов 1906.




Из русской ранней фотографии хочу взять снимки композитора и музыканта Максимилиана Осеевича Штейнберга. Не художественные, просто семейные. Цветопередача на редкость. Цветы  живые  - в саду, в цветочных горшках. И славно, что без человека цветы как бы не совсем исполнены красотой. Или наоборот.



М. О. Штейнберг У цветника, 1900-е.

М. О. Штейнберг На балконе, 1900-е.


























Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.