понедельник, 2 февраля 2015 г.

Сканография



Вчера был повод вспомнить сканографию. Последний раз я уделяла ей внимание года два назад, по академической необходимости, и даже  суммировала результаты недолгого знакомства в статье «Эстетические границы сканографии» (Искусствознание: теория, история, практика. Научно-практический журнал . № 3 (04), 2013. С. 112-118. – Челябинск, 2013).
С тех пор мало что изменилось в этом виде искусства.
Собственно, искусством сканография становится периодически, когда ею занимаются художники – графики, живописцы, скульпторы, фотографы.
Например, английская художница Марша Тюдор, скрестившая сканографию с графикой и коллажем:
 
М. Тюдор Cnomons Sun

М. Тюдор Gnomons Moon

М. Тюдор Magnolia on gray

М. Тюдор Сool delphinium



Для желающих рекомендую статью Марши Тюдор «Scanner Photography  About My Work-Process» на сайте

Другой замечательный художник, скульптор и фотограф Альгис Кемезис (Канада) скрещивает сканографию с живописью, отбирая во время велосипедных прогулок в окрестностях Квебека самые простые полевые травы и превращая их в картины.



А. Кемезис. Из серии  Preraphaelite flowers, 2010



Альгис Кемезис: «Первоначально я оставлял изображения без ретуши. Однако цветы (скорее всего, живые  оригиналы, которые я использовал) продолжали звать меня, внушая изменить к лучшему мои сканографии, превратить их в живописную ирреальность. За эти годы я экспериментировал с пост-обработкой изображений в Adobe Photo-Shop, пытаясь различными киберметодами добиться визуальной интерпретации ауры и аромата цветов».
Подробнее о художнике – на сайтах :

Еще один художник - Стюарт Нельсон (Флорида, США). Фотографией и графикой он занимается с конца 1970-х. Компьютерная техника дает ему возможность приводить объекты, «захваченные» фотокамерой или сканером, действующим как фотокамера, к новой, измененной реальности, построенной по законам искусства:






 Как художник-абстракционист  действует англичанка Ребекка Уайльд, покрывая зеркало сканнера пятнами краски.
Ребекка Уайльд: «В моей новой серии «Абстракция» я рассматриваю краску как предмет, а не как материал. Сама краска становится главным персонажем композиции, сама идея живописи концептуализируется. Формально композиции спонтанны и  открыты для визуальной интерпретации». 

Р. Уайльд Alchemy, 2012.

Р. Уайльд Chaos Theory, 2011.

Р. Уайльд Genesis, 2012.

  Подробнее о художнице на сайте:


Ну, и конечно, вне всяких сомнений, из живописи исходят и к живописной постановочной фотографии приводятся сканографические работы С. Пожарской: 

С. Пожарская По мотивам И. Петрова-Водкина



Серия "Преображение".
Автопортрет и Петров-Водкин.

Серия "Преображение".
Эль Греко "Дама в мехах" и автопортрет. 

Серия "Преображение". Лида и Ботичелли.

Серия "Преображение". Сергей Колосов и Эль Греко.


Посмотрите еще серию  по мотивам работ Чюрлёниса и кое-что из серии «Преображение» («Юля, Олег и Магритт», «Маша и Матисс», «Сергей и «Автопортрет» Дюрера») на сайте С. Пожарской http://pojarik.fishup.ru/
 



Если все это разнообразие придется назвать сканографией, то только в техническом смысле. Самостоятельная эстетическая природа сканографии использована далеко не везде.  И пока сканография зависает между фотографией, графикой, живописью, книжной иллюстрацией, видеоартом и т. д., решительного ее продвижения в ранг самостоятельных искусств не предвидится. А ведь она обладает специфическими природными свойствами, которые могли бы гарантировать ей этот статус:
-  специфическая компрессия объектов, проявляющаяся в натюрмортах и портретах;
- необычный ракурс, заданный положением лазерного луча в процессе сканирования предмета, лежащего на планшетном стекле,
- связанное с ракурсом суггестивное переживание прозрачной твердой среды, отделяющей  объект от зрителя;
- специфическая дискретность записи, не сходная с дискретностью фотографической, кинематографической или электромагнитной записи, наиболее заметная в пейзажных сканограммах и в записи движения.
Что делать с этим, пока не решено. Хотя отдельные порывы наблюдаются:


 Главное всегда в конце.
Вчера Марина Шумакова сбросила мне на e-mail свои первые сканографии.
 Классический сканографический автопортрет:



 И это:








Те, кто, как я, любят творчество Марины, узнают ее стиль безошибочно. Для меня же проблема эстетической природы сканографии дополняется еще одной загадкой. На этот раз чудесной,  цветущей, полной феноменологических и художественных аллюзий.  




 





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.