воскресенье, 22 февраля 2015 г.

"Вне жанра". Выставка И. Катаевой и А. Чикановской в Доме архитектора. 9.02 - 22.02, 2015



Сегодня закрытие выставки фотографий Ирины Катаевой и Анастасии Чикановской в Доме архитектора. Две столь миниатюрные женщины и две столь монументальные экспозиции – на первом и втором этаже холла. Выставка смонтирована из больших белых и черных листов, на которые наклеены фотографии разного формата. Иногда – одна огромная. Иногда – четыре маленьких, иногда большое фотоизображение в окружении россыпи его же собственных отпочковавшихся фрагментов.  Черные и белые листы, чередуясь, обводят холл Дома архитекторов двойной мощной полосой. Отдельные фотографии кажутся  строительными элементами, задача у которых одна – укреплять массив.
Но все-таки надо приблизиться к элементам.
Второе ощущение совершенно противоположное: дунул ветер, и тщательно уложенное, вдумчиво подобранное портфолио разлетелось, смешавшись с  черновым рабочим материалом.  При этом на втором этаже, где расположены фотографии Чикановской, урон порядку нанесен минимальный, зато на этаже Катаевой свежесть порыва не угасает все время, пока блуждаешь от одной фотографической  стены к другой. Доминанта никак не находится.
Я писала уже о фотографиях Анастасии Чикановской: "Выставка фотографий Анастасии Чикановской.  25 января 2015 г." http://fiskusstvo.blogspot.ru/2015/01/blog-post_63.html
 И то, что я встретила на выставке "Вне жанра", во многом было знакомо. Разве что интерьер  Дома архитектора позволил разместить работы Анастасии свободно и  масштабно, демонстрируя все грани ее таланта.
А.Чикановская. Без названия. 2014.

А. Чикановская. Из серии "Этюды". 2014.

А. Чикановская. Без названия. 2014.



Я не совсем была готова к тому, что увидела в экспозиции Ирины Катаевой. Я знаю ее фотографии и люблю их странности. Знаю, что Ирина порой нарушает предметную композицию, чтобы среди ее осколков яснее проступила композиция ритмическая или цветовая. Она абстрагирует средства фотографического отражения и играет с ними, а не с отраженными объектами, сдвигая и нарушая правила фотоязыка.
Конечно, мне доставляют удовольствие ее уравновешенные  во всех  отношениях  вещи:
 
И. Катаева Белых яблонь дым.  2014.

И. Катаева
Коркинский карьер и окрестности.  2013.

И. Катаева Апрель.  2012.

И. Катаева Дачное. 2014.

И. Катаева  Зингер. 2012.
И. Катаева Мамина сирень.  2013.




Но  и «сдвинутые» фотографии доставляют удовольствие. Другое. Более острое и свежее.


И. Катаева. Из серии "Окно".  2014.

И. Катаева. Без названия. 2014.

И. Катаева. Без названия. 2014.

И. Катаева. Без названия. 2013.

И. Катаева. Из серии "Гора и крыши". 2014.



Но то, что я вижу на выставке Катаевой в Доме архитекторов, превосходит уровень экспрессивного художественного приема.  Здесь  нарушены сами правила классической экспозиции. Согласно этим правилам отбираются наиболее совершенные картины и компонуются таким образом, чтобы подчеркнуть достоинства друг друга, выявляя в итоге стройный замысел автора и куратора.
Автор-куратор Ирина Катаева пренебрегла наиболее выигрышными своими снимками, в том числе большинством тех, которые я так благодарно привела выше.  Те, что остались, она разместила в неясных отношениях с другими, напоминающими не столько совершенные фотографии, сколько эскизы к возможным совершенным фотографиям.
 
И. Катаева. Без названия. 2014.

И. Катаева. Нейва. 2014.

И. Катаева. Человек дождя. 2013.

И. Катаева. Без названия. 2014.

И. Катаева. Фонтан.

И. Катаева. Ноль вольт. 2012.

И. Катаева Дежа-вю. 2014.




Я-то беру  иллюстрации из электронного портфолио Ирины на сайте челябинского Союза фотохудожников. Для выставки она форматировала их прихотливым образом и микшировала цвет до черно-серо-белой гаммы, местами уходящей в сепию.
Если я и пропустила сейчас какую-то отменно цветную или отменно хорошо смонтированную секвенцию, это не меняет дела. Их трудно было бы заметить в монохромном потоке фотоматерии, местами сгущенной до консистенции желатина, местами разреженной до состояния воздуха.
И что мне было делать? Как понимать эту динамичную, но едва  артикулированную экспозицию?
Я не пошла на поводу у пресс-релиза, гласившего: «Форма ощущений и ощущение формы — это словно две стихии, две разные природы, две движущие силы. Иногда они действуют в разных направлениях, а порой совпадают, иногда легко соприкасаются, а потом сталкиваются, но непременно обретают визуальное воплощение, построенное на единстве».
Понятнее было сказанное Ириной Катаевой:  «Приходишь в фотографию с набором каких-то заданностей, с желанием быстро своротить горы. И все удается поначалу. Потом фотография приходит к тебе и требует большего. Хочется снимать жизнь без грима и лака, но как ни быстро нажимаешь кнопку,  жизнь успевает сощуриться или отвернуться».


Порой я угадываю в секвенциях катаевской экспозиции фрагмент какого-то драматического движения, какого-то метафизического события, не ограниченного пластикой отдельного снимка. Но все вместе взятое кажется мне живым потоком фотографической стихии, покрывающей реальность, как волна. Так догонял и захлестывал жизнь Йонас Мекас в своих фильмах-дневниках 1960-70-х годов. Я не знаю пока другого аналога тому, что проделала Ирина Катаева.
 Фотография  - это ведь нечто большее. чем прелестные объекты: сирень, яблоневый цвет, совершенный по форме сосуд или свежая морковка с курчавой ботвой. Она больше даже, чем щегольской авторский стиль фотографирования, применяемый к объектам. И уж точно большее, чем оптические эквиваленты лирическому настроению автора. 
Скорее уж это форма существования, которой вверены мы, счастливцы, любящие фотографию.

Редко удается встретить сегодня концепцию Искусства, реализованную одновременно и  мощно, и смиренно, как это сделано в экспозиции Ирины Катаевой "Вне жанра".
 Ирина посвятила свою выставку прекрасному фотографу Юрию Катаеву. Для меня это читается как посвящение Фотографии.
 









 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.