пятница, 16 января 2015 г.

Выставка абстрактной фотографии творческой группы ««Give me T» в Киноцентре им. Л. Л. Оболенского



16 января  в Киноцентре им. Л. Л. Оболенского состоялся он-лайн контакт с   инициатором  группы «Give Me To»  петербургским фотографом Михаилом Тормаковым и одной из первых участниц группы  Ольгой Лян. Ольга связалась с нами из Сеула (Южная Корея). Связь по скайпу с Кирой Малковой  во Владивостоке не установилась, но в качестве фотографического изображения Кира присутствовала в Киноцентре. Надеемся, что хотя бы односторонняя слышимость все-таки была. Кира вместе с Михаилом стоит у истоков движения российской абстрактной фотографии, так что поговорить с ней было бы важно. Ну, надеемся, все впереди.



Разговор шел почти два часа и касался главным образом двух важных проблем:
- перспектив развития абстрактной и вообще экспериментальной фотографии в России,
- критериев оценки абстрактной фотографии.
Проблемы взаимосвязаны. Если сегодня абстрактную фотографию встречают с  недоверием те люди, от которых зависит общий уровень и перспективы фотографического дела в России, то этому есть свои причины.
Минуем грубую экономическую причину: кто оплачивает издание, фотосессию или выставку, тот и картинку заказывает.
Вторая серьезнее: пока нет разработанных хотя бы вчерне критериев оценки беспредметной фотографии. Нет серьезных  искусствоведческих авторитетов в этой области. Даже если воспитанный зритель и куратор, наделенный знанием и интуицией, чувствуют в снимке эстетическую значимость, они не слишком преуспеют в объяснении и продвижении снимка: практика разговора о фотографической абстракции пока  в России широко не принята.
В разговоре с Михаилом стало ясно одно: беспредметность снимка не дает зрителю право подменять его содержание вольной игрой собственного воображения. Сам Михаил не любит давать названий своим фотографиям, чтобы не навязывать зрителю одного готового образа.





И тем не менее его работы имеют совершенно определенный сюжетно «сфокусированный» план, в котором только и можно их разглядывать. Это план световой материи – прозрачной и корпусной, рассыпающейся и гладко-слитной, лучистой и плазматической. Это план сложной драматургии световых отношений, передающей без помощи узнаваемых, именуемых фигур весь спектр знакомых нам эстетических ценностей.
 Конечно, для этого зрителю придется из области приятно-знакомых неопределенно-художественных представлений выйти к конкретности «вот-этой» реальной художественной структуры, контактировать с ней, видеть ее устройство. И самое сложное: менять привычный способ говорения об искусстве.
Разделяя с Михаилом его убеждение в необходимости абстрактного уровня искусства фотографии, мы еще вернемся к этой теме и, надеюсь, в обществе знатоков и любителей, теоретиков и практиков.
 И в заключении - еще несколько работ Михаила и его соратников:

 
Михаил Тормаков



Михаил Тормаков

Кира Малкова

Олеся Гейко


Ольга Лян







Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.