пятница, 16 января 2015 г.

Выставка абстрактной фотографии творческой группы ««Give me T» в Киноцентре им. Л. Л. Оболенского



На рождественских праздниках Киноцентр им. Л. Л. Оболенского принимал проект молодых российских фотографов-абстракционистов «Give Me T». В составе группы  - Михаил Тормаков (Санкт-Петербург), Кира Малкова (Владивосток), Ольга Лян (Владивосток), Анна Величко, Мария Кокунова, Станислав Егоров (все трое из Санкт-Петербурга), наши челябинские фотографы Марина Шумакова и Алена Заболотина. Проект запущен 3 сентября этого года, побывал во Владивостоке, Хабаровске и  с 24 декабря до 16 января гостил в Челябинске.
Идея проекта принадлежит энтузиасту абстрактной фотографии,  члену Санкт-Петербургского Люминографического Общества и международной организации фотографов LPWA (Light Painting World Alliance), участнику международных выставок Михаилу Тормакову и его единомышленнице из Владивостока Кире Малковой. 
За время существования проекта число его участников выросло и продолжает расти. Во всяком случае, пока «Give Me T» пересекал Российскую Федерацию с запада на восток и обратно, сетевое портфолио группы пополнилось снимками Олеси Гейко, Екатерины Анзыловой, Андрея Волкова, Ольги Терентьевой, Сергея Баранова, Вероники Егоровой… Список не закрыт.

 
Ольга Лян

Ольга Лян

 
Мария Кокунова

Анна Величко

Ольга Лян



Екатерина Анзылова


«Абстрактная фотография» - не строгое определение вида. Это скорее  выражение протеста против  косности наших визуальных представлений. Чтобы испытать оптическую радость от фотографии, нам все еще нужен конкретный узнаваемый предмет. Почти два столетия великие мастера фотографии занимались, в основном, именно такими предметами. И все бы ничего, но нынче из-за массовой доступности фотокамер, цифровых «мыльниц», мобильных телефонов, сканеров в Интернет под именем «художественной фотографии» непрерывно и беззастенчиво вываливается чудовищная масса предметных изображений.  «Лайки» делают свое дело, и в массе образуются приоритетные области: туристические виды, щенки, девушки, цветы, котята, младенцы, гастрономические  натюрморты… Невелика заслуга фотографа, ухватившего прелесть  котенка, рассвета в горах или  цветущей бугенвилии. Невелика честь и для зрителя – разглядывать эту благодать, всегда готовую к услугам.
Вполне понятно желание Михаила Тормакова и его товарищей покончить с предметностью.
Но это не разрушение. Это разработка новых возможностей оптической экспрессии и оптического наслаждения. Я говорю «новых», хотя опытный зритель увидит на некоторых снимках Станислава Егорова, Марии Кокуновой или Михаила Тормакова цветовые пятна и полосы, словно нанесенные размашистой кистью Роберта Мазервелла, а на снимках Киры Малковой – «дриппинг» Джексона Поллока. Так и есть. Абстрактный экспрессионизм 40-50-х вдохновляет многих участников проекта. Другое дело, что принципы свободного жеста, свободной техники, свободного цвета они переносят в фотографию. И тогда все обновляется. Фотографические текстуры становятся невиданным ландшафтом, бесконечно питающим глаз игрой свето-теневого узора и цветовых переходов. Цвет, отделенный от архитектурной фигуры простым приближением камеры, сам становится фигурой и персонажем, безымянным, но тем более интригующим. Фотографии можно рассматривать долго, но пресыщение не наступает.
В других работах сильнее абстракции чувствуется метафизика, как, например, на фотографиях Анны Величко. Опознаваемые предметы (железная скоба, кусок дерева, колено водопроводной трубы, широкий лист травы, схваченный вместе с куском оштукатуренной стены, слепое окно)  отрезаны границами кадра от бытового мира, лишены своих прямых культурных функций и начинают существовать по-новому. Вместо служебной функции появляются характер, настроение, отношения. Они очень выразительны, как, например, печальный роман геометрически правильного ярко-красного аттика и островка старой кирпичной кладки, обнажившегося под отслоившейся серо-розовой  штукатуркой. Просто эти отношения не расскажешь. И чем меньше они поддаются пересказу, тем экспрессивнее и увлекательней  для глаза.
Есть в проекте целенаправленная работа  со свободным цветом и светом, когда, как в фотографиях Михаила Тормакова или Киры Малковой, цвет и свет движением камеры «снимаются» с предметов и летят стаями бликов и всполохов  в свою свободную стихию. Есть, наконец, уже знакомые нам по выставкам в галерее «Окно» и в Киноцентре им. Л. Л. Оболенского, опыты свободного цветного света Марины Шумаковой, макрофотографии Алены Заболотиной. 
 
Марина Шумакова. Из серии "Одинокие фигуры"

Алена Заболотина. Из серии "Метеорит"



В проекте ««Give Me T»  все направления творческого поиска открыты. И достаточно познакомиться хотя бы с теми двумя десятками снимков, которые представлены в Киноцентре, чтобы почувствовать: перспективы новой российской фотографии должны быть размечены в область абстракции и метафизики. Если, конечно, она захочет освежить свою кровь, а не оттачивать старую добрую предметность до цифрового гламура».
(Из пресс-релиза выставки).

И пока впечатление от выставки не остыло, несколько работ, особенно интересных. 

Михаил Тормаков Финский залив
 
Михаил Тормаков. Из серии "Необъективная реальность"
 
Михаил Тормаков. Из серии "Необъективная реальность"
 
Михаил Тормаков. Из серии "Необъективная реальность"
Михаил Тормаков. Из серии "Необъективная реальность"
Михаил Тормаков пользуется несколькими экспрессивными средствами: чистый свет, чистый цвет, движение цвета, движение света.Наиболее, на мой взгляд, сильные работы – те, в которых эти средства не теряют (или не скрывают) свою фотографическую природу. 
Одна из лучших его серий  - "Картон", выставлявшаяся в Санкт-Петербурге и Париже:





Опыты, сходные с ранними световыми абстракциями Ласло Мохоли-Надя, Кристиана Шада и других фотографов Баухауса. Но здесь и цвет вступает в игру. 
Опыты, сходные с экспериментами в цифровой фрактальной графике, тоже жаждущей освободить цвет и свет от тяжелой предметности. Но при этом в абстракциях Тормакова сохраняются тактильно впечатляющие фотографические следы материала, а монохром делает их максимально выразительным, феноменологически насыщенным.  

 Познакомиться с выставкой в Киноцентре можно на странице


Я позволила себе включить в материал работы, не выставленные, но радующие. Они взяты с личной странички Михаила Тормакова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.