воскресенье, 25 января 2015 г.

Выставка фотографий Анастасии Чикановской



В эту пятницу, 30 января в Киноцентре им. Л. Л. Оболенского откроется выставка фотографий Анастасии Чикановской. Небольшая выставка, всего полтора десятка работ. Она предваряет  другую, гораздо более значительную выставку в Челябинском Доме архитектора.




В ближайшем будущем планируется третья выставка Анастасии – в арт-галерее  бутик-отеля «Тишина» в рамках проекта «Soft Focus».
Я познакомилась с Анастасией около года назад и продолжаю знакомиться, потому что ее многочисленные работы все время удивляют и не позволяют придти к одному законченному представлению о ней как о фотографе.
На сайте Союза фотохудожников России http://www.photounion.ru/ Show_User.php?unum=2095 размещено ее скромное резюме:
«Зовут меня Анастасия. Я родилась в маленьком шахтерском городке Челябинской области... Самые яркие воспоминания из детства - это множество черно-белых фотографий, пленки и папа, фотографирующий каждое мгновение нашей жизни на старенький ФЭД... Пожалуй, в детстве и нужно искать истоки моей любви к фотографии... Лет с 13 начала проявлять интерес к рисованию, нравилась в основном карандашная графика...
Фотография для меня - это способ общения с миром, возможность дать почувствовать окружающим то, о чем вслух не всегда решишься сказать... Я купила зеркалку года два назад, но на тот момент слабо представляла себе, что хочу снимать и как это делать, в каком направлении двигаться... Лишь постепенно, прислушиваясь к себе, начинаю определяться, экспериментируя с разными направлениями и стилями, надеюсь, мне удастся найти себя... С тех пор не фотографировать для меня значит не говорить, не чувствовать, не жить, не дышать...».
Там же есть ссылка на ее личный сайт http://bluesofmysoul.ucoz.ru/





Только вчера, планируя очередную выставку для проекта «Soft Focus», мы с Сергеем Жатковым  говорили про Анастасию. Понятное дело: для него она в кругу близких друзей-фотографов вместе с Ириной Катаевой и Андреем Пономаревым. Для меня – последнее по времени сильное фотографическое впечатление. Для нас обоих -   предстоящая проблема. Через месяц-другой  придется отбирать ее работы для персональной  выставки. А это непросто.

























Я: Самое простым было бы сказать, что я вижу здесь несколько различных направлений фотографического взгляда. Предметные изображения с повышенным вниманием к фактурам. Абстрактные лирические изображения со спонтанным узором теней, линий и световых пятен. Ритмические композиции на контрастах света и тени, беспредметные, четкие и экспрессивные, как джазовый пассаж. Чудесные импрессионистические виды с листвой, дождевыми брызгами, отражениями.  Метафизические интерьеры.
Сергей Жатков:  Ну, вы произвели жесткий отбор среди фотографий Анастасии.
Я: Это был нелегкий отбор. Такая масса фотографического материала!
Сергей Жатков: Для молодого фотографа очень важно снимать как можно больше. Анастасия испытывает возможности фотографической техники. И по ходу дела выясняет собственные силы и собственный стиль.
Я: Порой кажется, как будто она снимает в манере Саудека, Слюсарева, Сискинда, Судека…
Сергей Жатков: И при этом ни одной прямой отсылки, подражания или цитаты. Просто в фотографическом искусстве есть свои классические темы и классические объекты.
Я: Оштукатуренная стена, смятая скатерть, полосы света в темной комнате, стекло, бумага, водная поверхность, листва под дождем…
Сергей Жатков: Примерно так. Все художники отрабатывают эти темы, как музыкант отрабатывает технические упражнения. Но Анастасия делает это с такой увлеченностью, с таким, я бы сказал, порывом, что упражнение становится оригинальным произведением.
Я: Вот это, хотя бы.



Не знаю, что здесь лучше: фактура цементной штукатурки, синкопический ритм черных и белых объектов, синхронность нижних диагоналей, простых, как правда, прихотливость теневого изъявления вверху слева или лаконизм правого лепестка бумаги. Все вместе – странная и забавная пьеска без автора, но с персонажами.
Или эта фотография, напоминающая работы Аарона Сискинда:


Сергей Жатков: А с другой стороны, это же чувство света и ритма позволяет Анастасии сохранить в фотографии полноту природного состояния.




Разумеется, у ее дара есть ограничения. Например, ей, думаю, будет противопоказана сюжетная постановочная фотография или репортаж.  Нет, конечно, она сумеет справиться и с тем, и с другим.  Однако в импрессионистической и метафизической фотографии она сильнее всего.
Я: Мне нравится ее работа с цветом. Анастасия и тут не держится определенных правил. Пробует и локальный чистый цвет.








































и импрессионистические эффекты цветного свечения





и сложный цвет фактурных поверхностей со следами эрозии, разрушения:




Сергей Жатков: Мне нравится кроме того, как она создает цвет сама. Так художник смешивает пигменты на палитре. Вот это вещь - совершенно живописная работа, хотя исходный материал фотографический. С какой свободой и естественностью здесь сосуществуют две природы изображения.






Эта проще, но зато интенсивнее.








































От себя могу добавить к нашему разговору, что Анастасия удивительно быстро развилась из начинающего фотографа в  интересного и плодовитого фотохудожника. И произошло это в тот неполный год, что я ее знаю. По крайней мере, три фактора ее роста я угадываю: пылкая страсть к своей зеркалке, молодой  азарт самопознания (хотя на ее  фотографиях это выглядит, как задумчивый лиризм) и правильные люди рядом. Ирина Катаева. Сергей Жатков.

Открытие фотовыставки Анастасии Чикановской в Киноцентре им. Л. Л. Оболенского и встреча с автором 30 января в 18-00.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.