воскресенье, 18 января 2015 г.

Абстрактная фотография



Он-лайн беседа с петербургским фотографом-абстракционистом Михаилом Тормаковым подвигла уточнить, как сегодня обстоит дело с историей и теорией абстрактной фотографии.
Персональные упоминания Мана Рея, Петера Кетмана, Кристиана Шада, Пола Стрэнда, Ласло Мохоли-Надя и других фотографов, занимавшихся абстракцией  в русле более широких художественных поисков, можно встретить повсюду на фотосайтах. Несколько адресов, где проблема так или иначе обобщается:
История абстрактной фотографии здесь представлена более-менее полно.
Другое дело, что с теоретическими установками все не так ясно.
Анна Бартельми, автор статьи в Энциклопедии фотографии ХХ века (перевод  на сайте http://f5.ru/hijsi/post/249265?pageC=3&sortC=rating) начинает историю абстракции с Уильяма Генри Тальбота (1830-е). 
Тогда почему бы не назвать абстракцией, скажем, знаменитый снимок Жозефа Нисефора Ньепса,  сделанный в 1824 году и принятый за точку отсчета мировой истории фотографии. 




 Сложно применять всерьез искусствоведческое определение «абстракция» к изобразительной технике, которая только начинает осознавать свои возможности передачи предметного мира.

Свободное понимание фотографической абстракции царит на всем известном мне информационном пространстве. Наверное, это необходимо, чтобы со временем точнее выяснить границы понятия.  Классический искусствовед, имеющий дело с живописью и скульптурой, вряд ли бы согласился со свободным отождествлением кинетизма и абстракции, абстракции и сюрреализма. Историк фотографии этим не смущается.
К одному роду изображений относят и кинетическую работу Беренис Эбботт и ее же световую абстракцию:

Beams of Light through Glass, from "The Science Pictures" portfolio Abbott, Berenice 1958-1961; printed 1982

 

Collision of Two Balls, from "The Science Pictures" portfolio Abbott, Berenice 1958-1961; printed 1982



Мне же кажется, что между двумя фотографиями, скажем, Михаила Тормакова из серии «Необъективная реальность. 2014»:  

 






лежит видовая и терминологическая граница. Первая - абстракция, Вторая ближе к кинетизму.
Основания классификации  в теории фотографического искусства – дело будущего.  Видимо, этими основаниями, должны быть  техника и материя фотографии в чистом виде, как это происходит в абстрактной живописи и вообще беспредметном искусстве (пятно, линия, цвет, технология нанесения краски, холст, даже подрамник и гвозди). Но для фотографии этого очевидно недостаточно. Основание классификации только на техническом приеме, например, соляризации, оптической дисторсии, химограмме или фотограмме, приводит к тому, что в разряд абстрактных входят:


Эдмунд Теске George Herms, Topanga Canyon, Calif  1965  





Ман Рэй. 1930-e.




Артур Сигел. Без названия. 1943.


Андре Кертеш. Дисторсия № 48. 1933.


 

Кристан Шад Amourette.1930-е.

 

Ман Рэй. Поцелуй. 1930-е.



С приходом цифровых технологий дело усложнилось еще больше, потому что до сих пор эстетическая специфика создания цифрового изображения – фотографического или графического  - не выяснена и по умолчанию не учитывается. Тогда в разряд фотографической абстракции, например,  попадает фрактальная графика. Видно, на том основании, что это программное искусство, а таким понятием уже определил природу  фотографии  В. Флюссер («За философию фотографии»).  Или быть может, потому что фрактальная графика тоже пользуется почти бестелесной материей света. Неважно, что смоделированного математически в недрах компьютерной программы.

Джон Вомбьер  Broken Promises. Фрактальная графика.

Распространение сканографии, макрофотографии и фризлайта (рисования светом) делают ситуацию с фотоабстракцией и вовсе неразборчивой.
К примеру, три фотографии, применяющие технику  фотографической фиксации световой траектории.
 
Ирина Катаева. Из серии «Яблоневый цвет».




Олеся Лескина-Гейко. Без названия.





А теперь надо объяснить молодому рьяному фризлайтеру, что первая – искусство фотографии, вторая – опыт абстрактной фотографии. А третья разговора вообще не заслуживает.
Одним словом, в теории абстрактной фотографии, как мне кажется, неразрешимых проблем нет. Есть только поле для серьезной аналитической работы.


В заключение – несколько абстрактных работ челябинских фотографов:   

Марина Шумакова. Из серии «Одинокие фигуры», 2014.




Марина Шумакова. Без названия. 2014.



Марина Шумакова. Из серии «Знаки на воде». 2014.



Алена Заболотина. Из серии «Чай», 2013.



Алена Заболотина. Из серии «Чай», 2013.




Алена Заболотина. Из серии «Красное». 2013.





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.